Леонид Викторович Луккер
Леониду Луккеру было всего 28 лет, когда весной 1933 года первый секретарь Уральского обкома партии Иван Кабаков вызвал его к себе и поручил сформировать труппу создающегося в Свердловске театра музыкальной комедии. Задачу коротко сформулировал так: «Кадры для театра ищи по всей стране. Приглашай всё лучшее, что сумеешь найти. Помни, театр создается для такого могучего края, как Урал».
И Луккер отправился в путешествие. Был он вообще-то актером Свердловского драмтеатра, проявлявшим склонности к режиссуре. В Свердловск его пригласил такой крупный театральный деятель, как заслуженный артист РСФСР Владимир Константинович Татищев, организатор театральной студии в Одессе и театра «Красный факел», ныне работающего в Новосибирске. Под руководством Татищева Луккер успешно работал в Краснодаре в качестве актера и молодого режиссера. И в 1932 году, переехав в Свердловск, уже в качестве художественного руководителя драмтеатра Татищев пригласил своего ученика и ассистента к себе.
Это он, Луккер, сформировал первую труппу нового коллектива. Договорился о переезде на Урал колесившей по Украине оперетты, которая числилась за Смоленским управлением зрелищных предприятий. Пригласил группу выпускников Московского хореографического училища: первый спектакль взялся ставить их педагог - балетмейстер Виктор Цаплин. В Ленинграде уговорил взяться за режиссуру премьеры такого авторитетного режиссера, как Алексей Феона, который не только приехал сам, но и привез с собой несколько молодых актеров, а также художников В. Ходасевич и В. Басова.
Вместе с Луккером молодой театр пережил первые радости. На его сцене в 1934 году Луккер поставил одну из первых советских оперетт - «Миллион терзаний» И. Дунаевского.
ПИСЬМА ИЗ ПРОШЛОГО
5 декабря 1999 года
...Прошло много времени. Произошло столько перемен. Познакомимся.
Я, Луккер Леонид Викторович, первый директор и художественный руководитель нашего театра музыкальной комедии. Последний раз по приглашению театра я принимал участие в праздновании его 50-летия.
...Театр Свердловской музкомедии прошел через всю мою жизнь. Мучил, мучит, и жжет по сей день. Не откажите в любезности - написать несколько слов о театре. Хочется узнать о его жизни и людях. Услышать о «стариках», оставшихся в живых...
Письмо удивило и обрадовало - это был голос из прошлого, который раздался неожиданно осязаемо близко. На конверте стоял обратный адрес: Лонг Бич, Калифорния, США. Память тут же услужливо высветила строки из книги «Вас приглашает оперетта», выпущенной к 50-летию театра: «В апреле 1933 года Леонида Луккера, в то время молодого (ему только исполнилось 28) актера и режиссера свердловского драматического театра, вызвали в обком партии. Первый секретарь нарисовал перед ним картину грандиозного будущего столицы Урала и, сделав акцент на культурной жизни Свердловска, сказал: «У нас есть уже театры, но этого мало. Нужна еще оперетта! Нужен руководитель. Учти, ничего нет. Ни людей, ни здания. Есть только необходимость. Начинать надо с колышка... Возьмешься?». Неужели письмо из Америки прислал сам Леонид Луккер - автор эмоциональных воспоминаний о первых днях Свердловской музкомедии? В конверте, кроме письма, были и фотографии - энергичный пожилой человек с удивительно молодыми глазами и открытой обаятельной улыбкой. Как судьба занесла его за океан? Что вместила в себя его богатая событиями творческая жизнь? И, вообще, что мы знаем о Леониде Луккере кроме того, что сам он писал в своих воспоминаниях? Ответы на эти и многие другие вопросы - в его письмах, письмах из Прошлого...
6 марта 2001 года
... «Отвечая на Ваши вопросы...
Из Свердловска я уехал в связи с личными обстоятельствами, с сожалением оставив многочисленных друзей, среди которых были А. Васильев (директор театра, которого я сам и рекомендовал на это место), Г. Новицкий - главный администратор, актеры Сергей Дыбчо, Николай Мягкий, Макс Биндер, художница Валентина Ходасевич... Все они помнили меня и еще не раз звали вернуться, но... жизнь часто решает за нас, не считаясь с нашими желаниями. Все годы, прошедшие с тех далеких времен, Свердловский театр оставался частью моей жизни, куда бы ни заносила меня судьба.
В Калифорнии мы с женой, Валентиной Шмаковой, поселились три года назад. Там у меня дочь и внучка. Очень трудно нам стало одним в Пскове. Конечно, я уже не работаю, ведь мне уже 96, а жене - 80. К тому же, я не говорю по-английски..."
Удивительно, сколько замечательных историй, как оказалось, может рассказать один человек! И, признаемся справедливо, лишь малая их часть связана с театром музкомедии - ведь, если быть документально точными, то Л. Луккер, создав в Свердловске театр, оставался его директором и художественным руководителем лишь два первых сезона. Но зато, какое это было время! Тогда год шел не за два, а за все четыре! Судите сами: труппу для будущего театра Л. Луккер, как известно, нашел в Полтаве. Переговоры были позади, и почти счастливый директор, подготовив все для приема актеров, немного расслабился, но...
«Четыре вагона, посланные в Полтаву за актерами, возвратились пустыми...
Что же случилось? В Полтаве в это время был голод. Сборы в театре резко упали. Пригласили гастролеров (Днепрова и др.) - не приехали. В довершение, взбунтовались квартирные хозяйки. Потребовали полного расчета за проживание. Из квартир не выпускали... Этот «Полтавский бой» мне запомнился навсегда».
И этот «Полтавский бой» был не единственным!
...Сегодня премьера «Гейши». Но кто это движется мне навстречу? Викс, Мария Густавовна! Но что это?
- Мария Густавовна, что с Вами?
- У нас премьера «Гейши», - заикаясь, отвечает она.
- Знаю. Я спешу туда. Маша, да у вас на глазах слезы! - Невероятно. У нашей могучей Викс слезы! - Да что случилось? - И опять слезы. Градом. Я обнял ее, начал расспрашивать, что же все-таки случилось.
- Украли все костюмы «Гейши»! Что же будем делать?
- Делать буду я, а Вы... «Будь Гейша вечно весела, со всеми ты мила, резва...»
Память Леонида Викторовича - настоящая сокровищница театральных баек, грустных и уморительно смешных, курьезных и мудрых, но главное - все они подлинны. Имя Л. Луккера значится в Театральной энциклопедии, его личный архив хранится в театральном музее им. Бахрушина. А начиналось все с «горьковских университетов», на сцену юный комсомолец-активист попал случайно - заменил заболевшего актера в самодеятельном спектакле, да так и остался - в плену у театра навсегда. В 21 год он уже возглавил свой первый театр, за долгую жизнь в искусстве работал в более 10 российских театрах, поставил более сотни спектаклей. Ровесник века, он был знаком со Станиславским и Мейерхольдом, пил пиво с самим Буденным и однажды, при весьма интересных обстоятельствах, встречался с Владимиром Маяковским...
20-е годы. Таганрог. Приходит как-то к Луккеру человек, представляется импресарио Маяковского, который, проездом на Кавказ, остановился на день в Таганроге и просит сдать ему на вечер театр для публичного выступления. Луккер согласился, но импресарио не хотел платить нужную сумму, и они расстались, не сговорившись. Через полчаса Луккер услышал широкий бас и увидел большого красивого господина с полированной тростью в руках. «Здравствуйте, я - Маяковский! Вы же понимаете, город должен быть заинтересован во мне». Луккер стал объяснять поэту, что, отменив спектакль, театр понесет убытки. Тогда снова зазвучал бас: «Ну, хорошо. Я сниму здание клуба - рядом с вашим театром, и у меня будет весь ваш зритель.» С тем и ушел, поигрывая тростью.
Вспоминая эту историю, Леонид Викторович признается: «Конечно, сегодня я бы принял другое решение. Но тогда Маяковский не был так знаменит на периферии. Я пригласил к себе руководителя репертуарной части и предложил на этот вечер объявить убойной силы спектакль - «Цыганка Аза».
Вечером, «Цыганка Аза» собрала полный аншлаг, а Луккер с друзьями пошли полюбопытствовать, как дела у Маяковского, и увидели заполненный не более чем на шесть рядов зал...
«На следующий день я уезжал в командировку, - вспоминает Леонид Викторович. - Раннее утро. Вокзал. Пассажиры в ожидании поезда пьют чай. И только Маяковский, как лев в клетке, аршинными шагами ходил во всю длину зала ожидания. Я пытался с ним поздороваться, но он поклон не принял, возможно, не увидел...»
А вот одна из театральных «мелочей», которая кажется особенно трогательной, потому что в ней, пожалуй, символично отразилось личностное отношение Леонида Викторовича к чуду театра.
«Я отлично себя чувствовал, когда подошва ощущала ковер сцены. Сразу наступал творческий подъем, уверенность в себе и нужное настроение... Может быть потому, что в жизни не ходил по коврам, сценический ковер давал мне ощущение, которого не было в реальной жизни? Я до сих пор помню это чувство: переступил границу, ощутил под ногами ковер и начал жить другой жизнью - по законам театра. У меня чувство сцены осталось на подошвах...»
Что это? Причуды старых мастеров? Да, все меняется с течением времени. Вот уже много лет ковер, устилающий сцену, зовут прозаически - «половик», а сейчас используют для него современный, красивый и удобный линолеум...
В одном из писем Л. Луккер прислал нам необычный подарок - шарж, у которого, как оказалось, есть своя история.
«Когда я был художественным руководителем русского драматического театра в Ереване (1960-63гг.), мне часто приходилось бывать в правительственной ложе театра. Иногда члены правительства приводили с собой именитых гостей. Так, однажды, один из них, неизвестный мне художник, раскрыл свой большой блокнот и попросил меня повернуть к мену голову. Я ответил, что ничего у него не получится. Художник заверил: «Ничего, у меня получится». Не прошло и пяти минут - шарж был готов. Много лет прошло с тех пор. Я ценю этот шарж-портрет и храню его. Я думаю, он в жанре нашего театра...»
Рассказать целую жизнь Л. Луккера не хватило бы и толстой книги - не то, что газетной статьи. Но письма из-за океана по-прежнему приходят в театр, который он создал. Так пусть звучит его голос, как живой лучик, пробившийся к нам сквозь саму историю...
В канун Международного дня театра мы получили от Леонида Викторовича поздравление, которое заканчивалось такими словами.
РОССИЯ, Екатеринбург, Лучшей музкомедии страны
Родные! Слежу за вашими успехами и говорю СПАСИБО! Сердечно поздравляю Театр и его зрителей с Днем театра. Дальнейших творческих и жизненных побед всем.
С любовью, ваш Леонид Луккер, «строитель театра».
Е.Обыденнова
P.S. В сентябре 2001 года после продолжительной болезни сердца Леонида Викторовича не стало. Ему было 96.
В том, что Свердловский театр был особенной страницей в его жизни, сомнений нет. Дочь Луккера продолжала переписку с театром в течение нескольких месяцев, пока Леонид Викторович болел, и скорбная весть тоже пришла в Екатеринбург буквально в тот же день.