ПРЕССА

Венгерская романтика в берёзовом лесу

20 марта 2009, Екатерина Шакшина, "Вечерний Екатеринбург"

"Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель - облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости..." - так говорил композитор Франц Легар. И намерения подтверждены музыкой.

"Для меня серьёзность качества постановки не зависит от жанра", - сказал перед российско-венгерской премьерой Аттила БЕРЕШ, главный режиссёр Будапештского театра оперетты. И его слова не разошлись со спектаклем.

Под оркестровую увертюру (за пультом - дирижёр-постановщик Вячеслав ПЕТУШКОВ), где звучат все страсти, страдания, печали и радости предстоящего, совершенно отдельно от музыки идёт будничная жизнь за кулисами провинциального театра. Режиссёр снижает романтический пафос грядущей мелодрамы. Как он делает и дальше в спектакле, когда драматическая сцена несостоявшейся свадьбы завершается "комическим" выходом камердинера Мошу (Валерий ФАДИЕВ) с зажаренным фазаном, которого теперь некому съесть

Вот пролетели на пуантах балетные пары - русские на гастролях? Суетятся костюмеры вокруг капризной примадонны. Декламирует "элегию" собственного сочинения актёр, и ему стихи не кажутся смешными. Но смех смолкает: лучший скрипач бросает труппу. Его ждёт возлюбленная, у которой назначена свадьба с другим.

Берёзовый лес вырастает на сцене. Невесёлая невеста Зорика (Светлана КАДОЧНИКОВА), как героиня русской драмы, поёт у бело-чёрных стволов о своей любви. А вдалеке призраком из юных мечтаний - силуэт скрипача. Романтичная Зорика идёт не за человеком - за скрипкой, за мечтой...

Берёзка - совсем не характерное дерево для Венгрии. Эти "психологические" берёзы "посадил" на сцене художник из Будапешта Шандор ДАРОЦИ, и они стали своего рода поэтическим посланием русскому театру, традиции которого в этом спектакле не забыты. "Берёзовый" цвет доминирует в костюмах персонажей дома отца Зорики - Петера Драготина (Владимир АЛЕКСЕЕВ), живущих нормальной регламентированной жизнью. По контрасту - другой мир: до ряби в глазах пёстрый, звенящий монистами, трепещущий яркими шалями цыганский табор, краткое пребывание в котором изменит жизнь героев. Например, самой весёлой парочки спектакля - незадачливого поэта Тивадара (Александр МЕЗЮХА) и очаровательной вертушки Полетт (Татьяны МОКРОУСОВОЙ), соблазнённой, но не покинутой. И даже её наставницы Берты (Нина ШАМБЕР), в которой так естественно сочетаются чопорное "стародевичество" и горячая готовность к приключениям, в том числе и сердечным.

Но и в таборе есть свои правила. Тщетно предупреждают, жалея Зорику, глава табора Винце Кутула (Анатолий БРОДСКИЙ), элегантный, как Михаил Боярский на эстраде, и колоритная старая цыганка (Римма АНТОНОВА)...

А примадонна Илона (Лариса ЕМЕЛЬЯНОВА) и в жизни не желает быть на вторых ролях, но у неё достанет сил признать, что для цыгана Йожи даже любовь артистки - оковы. Что же делать? Танцевать, конечно. И все танцуют Легара: стремительные "домашние" и большие вальсы, чардаш, где анданте переходит в аллегро (хореограф-постановщик из Будапешта Йоханна БОДОР). Как в спектакле - за драмой следует комедия, а за комедией...

Чем дело кончилось? Двумя счастливыми свадьбами - Петера и Берты, Полетт и Тивадара, и одной неизбежной - под яростный чардаш - жениха Ионеля (Николая КАПЛЕНКО) и Зорики. Чем сердце успокоилось? Этого даже Легар не знал. И на сцене беззаботного опереточного хеппи-энда не случилось. Постановщик Аттила Береш оставил будущее на усмотрение героев и зрителей. 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!