ПРЕССА

В Екатеринбурге поставили шедевр Штрауса, не известный самому Штраусу

03 июля 2015, Валерий Кичин, Российская газета

В Свердловском Музкоме очередная громкая премьера: дают оперетту Иоганна Штрауса, которую Иоганн Штраус никогда не писал, - "Венская кровь".

Композитор был уже стар и плох здоровьем, когда директор венского Карлтеатра Франц Яунер, надеясь поправить свои пошатнувшиеся дела, заказал любимцу Вены новую оперетту. Но тот был по горло занят балетом "Золушка", который он потом так и не успел закончить. И тогда, не в силах ждать, директор Яунер решил соорудить своего рода фантазию на темы популярнейших мелодий Штрауса. И назвал эту новую оперетту по имени вальса, созданного Штраусом в дни его пылкой юности, - "Венская кровь". Либретто написали Виктор Леон и Лео Штайн, использовав три десятка самых любимых мелодий венского классика. Сам же Штраус никак не участвовал в этом предприятии, передоверив аранжировку капельмейстеру театра Адольфу Мюллеру, который заодно включил в партитуру несколько танцевальных номеров на музыку брата Штрауса-мл. - Йозефа. Премьера прошла 26 октября 1899 года, но Штраус ее уже не увидел. Все это закончилось плохо: критика соревновалась в остроумии, спектакль не дал ожидаемых доходов, прошел только 30 раз, и вскоре директор Яунер, разорившись, застрелился в своем кабинете.

Через пять лет на оперетту обратил внимание знаменитый Theater an der Wien. Чуть изменил либретто, заново аранжировал штраусовские хиты, и спектакль пошел с большим успехом. Потом оперетту снова надолго забыли, пока в 1942 году она не послужила основой для немецкого музыкального фильма "Венская кровь" - одного из самых успешных творений кино Третьего Рейха. Но шла война, Третий Рейх был объектом всеобщей ненависти, и за пределами Германии фильм мало кто видел. В 1954 году в Лондоне оперетта была записана на диски - участвовали Элизабет Шварцкопф и Николай Гедда. Но на сцене британцы увидели ее только в начале нового тысячелетия, а в 2014 состоялась ее пышная премьера в мюнхенском Staatstheater am Gärtnerplatz.

Именно здесь шедевр, неизвестный самому Штраусу, увидел директор Свердловского музкома Михаил Сафронов - увидел и загорелся идеей перенести этот праздник на екатеринбургскую сцену. Был подписан договор с мюнхенским театром, и вот - премьера: практически впервые на российской сцене - знакомый незнакомец Иоганн Штраус. Музком совсем недавно выпустил его "Летучую мышь" в постановке Кирилла Стрежнева, а в начале нулевых тот же Стрежнев ставил на его сцене совсем уже неизвестного в России "Калиостро". И вот теперь любовные недоразумения между горячими венцами - в новом либретто Константина Рубинского, который адаптировал придуманные еще в позапрошлом веке коллизии для современного российского зрителя. Екатеринбургский спектакль отличается не только обновленным либретто, но и тем, что он полностью повторяет изобретательную сценографию Карла Ферингера и Юдит Ляйкауф и праздничные костюмы Мари-Луизы Валек, созданные для мюнхенской премьеры. Спектакль поставили Николь Клаудиа Вебер (Австрия) и - его русскую версию - молодой екатеринбургский режиссер, ученик Кирилла Стрежнева Сергей Юнганс.

Интерес к неизвестной оперетте Штрауса практически одновременно проявили и в Петербургском театре музыкальной комедии, где премьера "Венской крови" состоялась в июне - с либретто Семена Альтова в постановке Игоря Коняева.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!