ПРЕССА

Телеграмма от Франца Легара

21 февраля 2009, Юлия Матафонова, "Уральский рабочий"

Свердловское отделение Союза театральных деятелей России открыло цикл вечеров, приуроченный к 75-летию организации. Первая встреча была посвящена Эрасту Высоцкому - актеру и режиссеру Свердловского театра музыкальной комедии, первому председателю Свердловского отделения творческого союза.

Это он повел сообщество коллег различных профессий по неведомому еще полю творческого единения и взаимопомощи. Но главное - во многом определил судьбу организованного в 1933 году театра, в котором работал.

Когда в 1938-м художественного лидера коллектива Георгия Кугушева подвергли репрессиям как представителя "чуждого класса" (он был из дворян), коллектив высказался за передачу руководящих функций Высоцкому. И не ошибся. При Высоцком театр взял курс на создание современного репертуара - Эраст Антонович привел на его сцену произведения И. Дунаевского, Б. Александрова, М. Блантера и других талантливых композиторов. При Высоцком состоялись удачные постановки классики. На глазах рос профессиональный уровень труппы. Да он и сам был удивительно обаятельным, ярким и высокопрофессиональным актером. Выступившая на вечере давняя почитательница театра Клара Борисовна Стекольщикова хорошо помнит Высоцкого на сцене.

- Впервые я увидела Высоцкого в "Веселой вдове" Франца Легара, - рассказала она, - и меня поразило его вокальное и сценическое мастерство. Потом посмотрела "Холопку", "Сильву", "Марицу", ?"абачного капитана"... Партнершей Высоцкого неизменно была Мария Густавовна Викс, тоже с великолепным голосом. Помню, весной 1941 года на сцене нашего театра был поставлен спектакль "Паганини" (премьера состоялась 25 марта. - Ю.М.). Образ Паганини стал огромной творческой удачей Высоцкого. До сих пор, как живое, передо мной вдохновенное, нервное лицо великого музыканта, руки скрипача с длинными пальцами.

О том далеком спектакле нынешней публике напомнил концертный номер - ария Паганини в исполнении солиста театра музкомедии Леонида Чугунникова. "Скрипка моя, подруга моя, смею ли я тебе изменить?" Дело в том, что драматургический конфликт оперетты основан на столкновении чувства и преданности искусству. Даже самая большая любовь не может заставить Паганини пожертвовать своим призванием. Влюбленные расстаются... На спектакль появилась одобрительная рецензия в "Уральском рабочем". Главное же - премьеру горячо приняла публика.

Понятно, почему именно этим названием театр решил открывать свои первые гастроли в Москве в1941 году. В пятницу 20 июня исполнили "Паганини", а 22 июня обрушилась на страну Великая Отечественная война. С огромным трудом труппа добиралась домой.

И все же спектакль вошел в историю не только свердловского, но и всего советского театра. Оставил след в творческой биографии композитора. Написанная в 1924 году оперетта "Паганини" не была для Легара проходным произведением - в ней он попытался сделать качественно новый шаг в развитии оперетты, доказав, что она может и должна быть не только веселой и искрометной, но и способной выразить драмы человеческой души: новый век обещал быть трагическим, бросая вызов искусству. Однако премьера оперетты в "Иоганн Штраус театре" в Вене в 1925 году обернулась провалом. Не оценив новаторства композитора и достоинств прекрасной музыки, публика объявила оперетту... скучной. Лишь еще через год, в 1926 году, берлинский спектакль с любимым актером Легара Рихардом Таубером в главной роли реабилитировал сочинение.

Удивительно ли, что известие о постановке "Паганини" в России глубоко взволновало стареющего гениального музыканта. В Свердловск полетела телеграмма: "Несказанно рад, что мое любимое и многими театрами отвергнутое детище увидело свет рампы в неизвестном мне и далеком городе. Льщу себя надеждой приехать в вашу страну и продирижировать свою музыку. Франц Легар". Текст этой телеграммы сохранил для нас архив Марии Густавовны Викс, исполнявшей в спектакле партию принцессы Анны-Элизы.

На вечере памяти арию принцессы спела молодая солистка Ксения Григорьева. Намерению же Легара приехать в Свердловск не суждено было сбыться. И роковая деталь: оба они - и Легар и Высоцкий - умерли вскоре, в одном и том же 1948 году. Высоцкий - от белокровия, едва перешагнув порог 40-летия. Не спас его и переезд в 1945 году на юг, в Одессу, где он тоже сразу сумел заявить о себе.

Остается сказать, что Эраст Антонович (1907-1948) прожил незаурядную жизнь, вехи которой напомнила театровед Алла Кернер. Рано потеряв родителей, беспризорничал, позже учился в ленинградской трудовой школе. Музыкальное образование получил в Ленинграде в 1920-х годах. Работал там в опере, оперетте, драме. В Свердловск приехал в 1935 году из Московской оперетты уже сложившимся артистом. Он был идеальным "фрачным героем" в классических опереттах, с успехом играл в советском репертуаре, покоряя актерской культурой и очень красивым голосом большого диапазона: Высоцкий с одинаковой легкостью исполнял как партии лирического баритона, так и высокие, теноровые. Говорили, что в его голосе звучали волшебные "собиновские" нотки.

Еще несколько отзывов очевидцев: "Это был не душка-тенор, а Артист с большой буквы, Актер благородного стиля. Присутствие его на сцене всегда как-то приподнимало спектакль..."

Ощутить живую близость артиста на вечере помогли его коллеги из нашего времени - кроме названных, еще и солисты музкомедии Светлана Кадочникова, Элла Прийменко, Владимир Алексеев, Владимир Фомин, Михаил Шкинев, спевшие арии и дуэты из репертуара Высоцкого (им помогала концертмейстер Ольга Козина). А Владимир Смолин оживил аудиторию чтением отрывков из книги питерского режиссера Александра Белинского "Рукописи не горят", где идет речь о Высоцком.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!