ПРЕССА

Свердловская музкомедия переделала финал рассказа Лескова "Тупейный художник"

19 апреля 2023, Марина Порошина, газета "Российская газета" -Неделя-Урал №85 (9030)

https://rg.ru/2023/04/18/reg-urfo/vliublennye-uletaiut-v-giperboreiu.html

"Тупейный художник" Николая Лескова - безысходная трагедия, которая заканчивается гибелью главного героя. Поэтому спектакль "Гиперборея", созданный по мотивам рассказа и поставленный на сцене Свердловского академического театра музыкальной комедии, уже изначально может восприниматься как оксюморон (парадокс). Но наш театр имеет репутацию лаборатории советской оперетты, на данном историческом отрезке времени - лаборатории российского мюзикла, а лабораторные исследования имеют своей целью небанальные решения.
Такими режиссер увидел своих коллег из крепостного театра.
Гиперборея" идет на малой сцене, носящей имя легендарного директора театра Михаила Сафронова, что одновременно дает свободу эксперимента и обязывает, высоко поднимая планку. Сразу скажу: создатели спектакля Игорь Ладейщиков (режиссер-постановщик, автор инсценировки и сценографии), Мария Виненкова (музыкальный руководитель и автор вокальных аранжировок), Александра Столярова (хореограф), Ника Брагина (художник по костюмам), Платон Газелериди и его джазовый ансамбль оказались суперпрофессионалами, как, впрочем, и все участники спектакля. Я умышленно не называю артистов поименно, поскольку именно ансамбль в постановке ежесекундно важен.

Бытовая история крепостной артистки Любы и тупейного художника (сейчас бы сказали визажиста) Аркадия, которые полюбили друг друга, но не смогли победить обстоятельства и погибли, на сцене обретает фантастический финал: влюбленные превращаются в птиц и улетают в благословенную несуществующую страну Гиперборею, потому что только там, за гранью, им даровано освобождение и счастье. Поразительно, сколько ассоциаций обнаруживаешь в современной трактовке давнего сюжета, но именно это лучше каждому зрителю сделать самостоятельно, исходя из личного опыта.

История рассказана языком непривычным, насыщенным, образным и ярким, но интуитивно понятным, в нем нет ни грамма новомодного высокомерия по отношению к зрителю: его с первых секунд действия погружают в водоворот происходящего, не давая вынырнуть наружу, отвлечься, отстраниться, выдохнуть. Здесь Лесков соседствует с "Фаустом" Гете, народная песня с джазом, классический вокал с саратовскими страданиями, марионетки с видеофрагментами, балет с контемпорари, черное с белым, ангелы с бесами, хохот с рыданиями, крик с шепотом, колыбельная грохочет, а молитва превращается в фарс. Здесь путаются и сбиваются привычные ориентиры, и история трагической, невозможной любви, теряя признаки времени и обстоятельств, становится абсолютной. Новый спектакль - один сплошной обнаженный нерв, возможно, порой он даже избыточен в своей выразительности: слишком ярко и громко, слишком образно, эмоционально и многословно, но зато разговор со сцены дает много поводов для размышления.

 

Поэтому зрители, пришедшие на премьеру, должны быть готовы к тому, что вечер не будет томным, просто развлекать их никто не намерен и придется вместе с авторами спектакля работать на результат. Готовы? Занавес!

Не найдя счастья на земле, превратившиеся в птиц герои обрели блаженство в волшебной стране. Фото: Татьяна Андреева/РГ
 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!