ПРЕССА

Современный танец - на грани?...

12 декабря 2008, Виктория Абдрашитова, ИА "Апельсин", 12.12.2008

Завершившийся на этой неделе Первый фестиваль современного танца "На грани" представил екатеринбургскому зрителю самые последние работы уральских данс-компаний, как известных, так и начинающих. Для Екатеринбурга танцевальный смотр стал не только ярким праздничным событием, но и поводом поговорить об общекультурной ситуации и особенностях существования российского современного танца. "Апельсин" побывал на большинстве фестивальных показов...

Современный танец появился в России в начале 90-х годов. Танцовщики с энтузиазмом кинулись осваивать новинку, пришедшую с Запада - и забурлила жизнь! Активность уральских коллективов была столь велика и значительна для этого процесса, что регион почти сразу стали называть "оазисом современного танца", а Екатеринбург - его столицей.

"Балет Плюс" (ныне - Екатеринбургский театр танца), на сцене Театра юного зрителя каждый четверг представлял репертуарные спектакли, в том числе - эффектную работу "Не говори это" Пала Френака. "Провинциальные танцы" показывали в родном городе свои образные постановки ровно столько раз, сколько было необходимым для того, чтобы удерживать постоянную - восторженную - зрительскую аудиторию и привлекать все больше новых поклонников. Танцкоманда "Киплинг" тоже не отставала, регулярно делая спектакли и выдерживая собственную эстетику.

А в середине "нулевых" годов случилась некая пауза, и про российский современный танец стали говорить, что его развитие пошло на убыль - "под знаком минус". Несколько екатеринбургских коллективов лишились репетиционной базы, спектаклей стало меньше, исчез ряд данс-компаний и сам титул "столица современного танца", данный Екатеринбургу, был поставлен под сомнение (как и само существование феномена российского современного танца, впрочем, тоже).

Специалисты связывают этот критический период с усталостью "героического поколения", которое полтора десятка лет занималось развитием современного танца с нуля, буквально головой пробивая закрытые для пока еще непонятного явления двери и сумевшего-таки добиться его признания. На Западе в свое время все происходило по аналогичной схеме, однако в дальнейшем была создана система государственной поддержки современного танца и развитая инфраструктура, включающая учебные заведения и фестивали. В России же этого до сих пор не произошло. Здесь по-прежнему все держится на угасающем энтузиазме отдельных людей.

Но хоронить российский современный танец рано. И в этом смысле появление единственного в стране специализированного факультета современного танца в Екатеринбурге, а теперь и своего фестиваля "На грани" - мощный шаг вперед. "Танцующий" факультет Гуманитарного университета готовит сильных танцовщиков, которые сегодня работают и в известных коллективах, и создают собственные. А фестиваль способен создать систему эффективного взаимодействия зрителей, критиков, хореографов и исполнителей друг с другом. Поддержка фестиваля организацией "Alliance francaise", которая привезла на смотр целую делегацию французских селекторов, в этом плане особенно важна, поскольку способна предоставить местным коллективам возможность показать себя за рубежом.

Первый фестиваль современного танца "На грани" стал своего рода заявкой от танцевальных структур и тех, кто в него верит: мы все еще дышим и делаем достойные вещи. Именно поэтому в программе феста были представлены не лучшие работы за двадцать лет, а самые последние постановки разных коллективов. Благодаря грамотному подходу организаторов качество программы было на высоте, и фестиваль можно смело назвать удачным, даже не делая скидку на то, что это всего лишь первый опыт.

Практически все спектакли оказались легкими и приятными для просмотра, без концептуальной перегруженности, но с ярким визуальным рядом, музыкальным оформлением и интересным хореографическим материалом. Однако, несмотря на высокий общий уровень участников, уже в первый день фестиваля каждому, кто имеет хоть какую-то "насмотренность" в этом жанре, почудилось в увиденных постановках некое почти неуловимое сходство танцевальных и визуальных находок. Лексическое и идейное разнообразие начала 90-х как будто сменилось ограниченным набором клише, которые перетекают из одного спектакля в другой так, что уже практически невозможно определить, кому первоначально принадлежала та или иная находка. Ощущение deja vu не отпускало почти на каждом показе: эти голые спины танцовщиков Челябинского театра танца мы уже видели в работе Екатеринбургского театра танца "Csajok"; эти поддержки, использованные труппой Балета Панфилова, являются "фирменными" для театра "Провинциальные танцы"; кровати и пластика в спектакле Олега Ваниева "Бессонница" говорят о сильном влиянии на его творчество Пала Френака и Татьяны Багановой. Пожалуй, из этой тенденции выпали только Театр танца Ольги Зиминой из Сарапула и тюменский коллектив "ARTформ". Впрочем, последний - разговор отдельный, потому что прямого отношения к современному танцу этот коллектив особо не имеет и представляет скорее жанр пластической пантомимы.

Постоянное и, скорее всего, неосознанное заимствование элементов коллективами друг у друга вполне обоснованно: создать что-то радикально новое сегодня практически невозможно. Все уже когда-то было сказано. И в человеческой речи, и в хореографическом языке есть весьма ограниченный набор "слов" и число их вариаций. Однако современный танец тем и отличается от танца модерн начала ХХ века, что предполагает не столько новаторство и слом традиционных норм, сколько внимательный взгляд вокруг и внутрь себя с последующей рефлексией увиденного в танце. Другими словами, даже имея схожий лексикон, можно создавать совершенно разные произведения - здесь, как и в любом виде искусства, все зависит от того, что автор хочет сказать и от его личности. Содержание высказывания оказывается значительно важнее его формы. Поэтому и для современного танца техническая сторона все-таки вторична: если работа цепляет зрителя эмоционально, вызывает ассоциации и заставляет задуматься об увиденном, то уже совершенно неважными становятся какие-либо заимствования. Собственно, специфика современного танца и заключается в его интеллектуальной, философской наполненности, а не в особой манере движения.

Но в этом смысле фестиваль "На грани" оказался очень ровным, без каких-либо "взрывов" "цепляли" зрителя совсем немногие работы. Среди них - почти совершенный спектакль "После вовлеченности. Диптих. Часть 2" театра "Провинциальные танцы", "Хури-хури" танцкоманды "Киплинг", "Несоло" Владимира Голубева и отчасти "Бессонница" Олега Ваниева. И это - симптом того явления, которое участники обсуждения проблем современного российского танца назвали "кризисом жанра".

Круглый стол по современному танцу, включенный организаторами в программу фестиваля, оказался, пожалуй, самым важным событием. Он собрал в Доме актера людей, так или иначе причастных к обсуждаемому явлению - руководителей танцевальных коллективов, хореографов, танцовщиков, педагогов и критиков со всей России. Получившаяся беседа стала попыткой осознать ситуацию и найти пути выхода из нее.

Кризис современного танца многие по праву связывают с клишированностью основных элементов, а также кризисом идейным, когда, при всей технической вышколенности постановок, в них отсутствует глубина смыслов. Но для этого танцу необходимы сильные личности - татьяны багановы и ольги поны. Появление таких людей - это задача современного образования, но вряд ли оно в сегодняшнем своем виде способно воспитать свободно и прогрессивно мыслящую личность.

Не менее остро стоит перед российским современным танцем задача создания налаженной системы взаимодействия коллективов, зрителей, критиков, менеджеров и властей. Развитая инфраструктура - первоочередной вопрос не только уральского современного танца, но и российской культуры вообще. Однако деятели искусства сперва сами должны договориться между собой: схема "сверху вниз" здесь не работает, поэтому необходимо последовательно доказывать властям свое право на официальное существование и государственную поддержку. Все институции культуры в "новой России" оказались выброшенными в рыночное пространство и вынуждены искать способы выживания самостоятельно. Отсюда появление музейного маркетинга и PR, борьбы за привлечение новых целевых групп, появление неформальных творческих союзов и многое другое, что поможет существованию в новых условиях. Задача привлечения зрителей весьма актуальна и для современного танца, но для ее решения нужны реклама, теоретическое осмысление до сих пор непонятного большинству явления, грамотные менеджеры. В Екатеринбурге для этого есть все необходимые ресурсы: рекламщики, факультет искусствоведения и культурологии Уральского государственного университета имени А.М. Горького, Екатеринбургская академия современного искусства и так далее. Стоит только вопрос коммуникаций между представителями современного танца и вышеперечисленных структур. В частности, тот же факультет искусствоведения и культурологии - идеальное место для воспитания будущих критиков, которые, имея за плечами глубокие знания о культуре и искусстве с их спецификой, способны дать современному танцу необходимую теоретическую рефлексию. Однако у студентов факультета в учебном плане вообще нет курса "Теория и история танца", а без этого знания они бесполезны. То же самое касается и Екатеринбургской академии современного искусства с ее задачей подготовки менеджеров в области культуры - в ее программе "танцевальный" курс также оказывается упущенным.

Иными словами, для российского искусства в целом и современного танца в частности пришло время своими руками создавать инфраструктуру, не надеясь на чью-то поддержку. Как показывает опыт национальной премии "Золотая Маска", помощь придет несколько позже, когда власти заметят реальные успехи коллективов. Показателен и пример Москвы - в 2000 году силами независимых танцовщиков было создано Агентство театров танца ЦЕХ, которое сплотило вокруг себя людей, организовало летнюю школу, фестиваль, а затем получило и свою площадку. То есть сначала была создана инфраструктура, благодаря которой в Москве искусство танца теперь активно развивается.

Первый фестиваль современного танца в Екатеринбурге как раз представляет собой шаг на этом пути. Уже сейчас очевидным кажется ответ на вопрос "А что даст фестиваль уральскому современному танцу, помимо возможности для коллективов показать себя?". Сегодня он дал осмысление существующих проблем, которое завтра вполне может вылиться в деятельность по созданию налаженной системы поддержки и развития современного танца в регионе.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!