ПРЕССА

«Санкт-Петербург – миф»

04 октября 2022, Евгений Исхаков, Портал "Культура Екатеринбурга"

https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/theater_post/787

О премьере спектакля «Маскарад» в Свердловской МузкомедииВ Музкомедии с размахом открыли юбилейный 90-й сезон. «Маскарад» по сюжету Лермонтова в постановке известного московского режиссера Нины Чусовой показался нам изысканным историческим эпосом о слабости империй и силе любви. Рассказываем о своих впечатлениях от громкой премьеры.

В новом спектакле Музкомедии от лермонтовского «Маскарада» осталась только основная канва сюжета и главные герои. Здесь нет ни стихов поэта, ни эпохи, ни карточных баталий, ни мятежного духа Арбенина. По сути, это самостоятельное поэтическое произведение драматурга Юрия Димитрина. В 2000 году он написал либретто, а композитор Игорь Рогалев музыку. Свое детище они назвали «Петербургская опера», первая постановка прошла в Санкт-Петербургском Мюзик-холле.Авторы переместили время действия спектакля в начало ХХ века, накануне Первой мировой войны. Вместо лермонтовского азарта карточной игры – операции с ценными бумагами на бирже, банками и картелями. Главным магнатом выступает Евгений Арбенин. Он помогает своему промотавшемуся приятелю князю Звездичу совершить удачную сделку. Князь флиртует на одном из Петербургских праздничных вечеров с дамой в античной маске и просит на память оставить ему подарок. Она дарит браслет своей подруги, и это становится роковой ошибкой. Подруга – жена Арбенина Нина. Проговорившись мужу о потере браслета, она подписывает себе смертный приговор – ревнивый супруг начинает подозревать ее в измене, а дружеские откровения Звездича о тайной интрижке на маскараде и случайном подарке еще больше подогревают его ярость. Арбенин подсыпает Нине яд и только на похоронах узнает о ее невинности. Эту новость вместе с браслетом Нины в качестве мести преподносит Арбенину Казарин – некогда пострадавший от его сделок делец, затаивший обиду и преследующий соперника повсюду.Запутанная, почти детективная интрига, роковая страсть и непобедимая чистота любви как финальный аккорд – вот драйверы сюжета нового «Маскарада». Помимо основной линии, любовная драма вписана в катастрофу времени – Первую мировую войну, которая сметает прежнюю эпоху с ее балами, блеском и беззаботностью высшего света. Она же забирает жизнь молодого Звездича.Первые зрительские отзывы о спектакле восторженные. Свой 90-летний юбилей Музкомедия действительно открывает масштабной по замыслу, но в то же время по-своему камерной и очень лиричной постановкой.Для московского режиссера Нины Чусовой это третий спектакль в Музкомедии после «Екатерины Великой» и «Ямы». Как и с прошлыми проектами, в первую очередь поражает столичный размах и роскошь художественных приемов. Многофигурные композиции, отточенная работа хора и танцовщиков, изысканный стиль и сильные по образности декорации, пронзительные драматические сцены – характерный почерк команды Чусовой. Возможно, в отличие от первой работы, в «Маскараде» нет какой-то дерзости и поиска новых форм, но все искупается эстетикой, любовными переживаниями героев и великолепной музыкой.Композитор Игорь Рогалев создал очень атмосферные и игривые мелодии, которые по-хорошему надолго застревают в голове. Они звучат в духе современного мюзикла, но при этом полны ностальгии и света в лучших традициях музыки из культовых советских фильмов.Либретто Димитрина не столь однозначно. Иногда это сложный текст для песенного исполнения, с которым еле справляется хор и отдельные солисты. В некоторых местах все эти «векселя», «картели» и прочие речевые обороты «под старину» слушаются настолько тяжеловесно, что от них возникает ощущение, как от чтения Тредиаковского, хотя, казалось бы, ХХ век – эпоха великих поэтов Серебряного века…Вообще, в спектакле не хватает духа Серебряного века, его салонно-богемной атмосферы. Образы куплетиста (Павел Дралов) и его колоритных спутниц с их площадной риторикой, которые как будто должны отпечатывать собой аутентичные приметы времени, выглядят немного из другой оперы. Как, впрочем, и газетчики, биржевые маклеры и кордебалет в стиле кабаре.Однако микс эпох, континентов и фасонов не портит общее впечатление от утонченности художественного мира спектакля. Художник-постановщик Евгения Швец создает на сцене загадочный Петербург в черно-белых тонах с золотым отливом. В интерпретации Чусовой этот город, а вовсе не Казарин или Арбенин, предстает едва ли не главным героем постановки. Он воплощает судьбу империи, которая катится в бездну. «Громадой» Петербурга, его молчаливым упреком и свидетелем краха страны становится огромная голова евангелиста Марка на занавесе, чей реальный образ запечатлен с фигуры на Исаакиевском соборе. Он провожает взглядом праздную толпу, которая вот только кружилась в костюмах древнегреческих богов на маскараде, сшитых на манер знаменитых скульптурных образов Петергофского дворцово-паркового ансамбля, и вдруг оказалась в простеньком белом белье и надетых поверх военных шинелях, чтобы отправиться на фронт Первой мировой. И песенный рефрен этой толпы «Санкт-Петербург – блеф, Санкт-Петербург – миф» теперь кажется не острой карнавальной шуткой, а последним эхом эпохи.В целом, в «Маскараде» особенно восхищают не столь очевидные вещи, на которые обычно обращаешь внимание – хореография и свет. Танцевальное сопровождение в постановке Ирины Ляховской предстает наравне с песенными номерами и дарит невероятную легкость, ритмичность и пластическое изящество. Художник по свету Владимир Коваленко создает настоящую магию – и вот уже суровый черный Петербург в призрачной дымке становится местом дивной мечты и сказки о вечной любви.Если говорить о главных ролях, жемчужина спектакля – это Нина. Екатерина Мощенко со своей аристократической статью, холодной питерской красотой и прекрасным голосом создает образ, которым невозможно не очароваться. Её грация, трепетность, теплота к мужу и внутренний свет – все очень органично на сцене. Когда потерявший навсегда, но не переставший её любить Арбенин поет в финале гимн ее чистоте и повторяет: «мой ангел», от происходящей красоты захватывает дух. Сцены объяснения Арбенина с Ниной и Звездича с подругой Нины, баронессой Эльвирой (Наталья Пичурина) – несомненная режиссерская удача Чусовой.Арбенин в исполнении Олега Прохорова не всегда убедителен и точен в переживаниях. Есть ощущение, что главный герой раскрыт недостаточно. Звездич (Роман Березкин) кажется милым, лиричным, но недалеким и совсем не азартным. Казарин в исполнении Евгения Толстова вообще как будто поставлен на первое место, он как серый кардинал и этакий дьявол постоянно подталкивает сюжет. Это альтер эго Арбенина, его черная сторона и одновременно злой рок. У Толстова сложные вокальные партии с рваным ритмом и то, как он их исполняет, показывая еще и виртуозную хореографию – определенный творческий подвиг. Но образ жесткого развязного прощелыги и шулера не очень ему органичен и пока выглядит как та самая карнавальная маска, которой не хватает души.Также пока не достает легкости в перестановках, когда главные герои выходят на авансцену, а под занавесом, на котором проецируются виды Петербурга, происходит смена декораций и костюмов. Оттого некоторые зрители восприняли спектакль как несвязный набор сцен.Но все же это скорее мелкие придирки, относящиеся к театральной кухне. В спектакле много любви – к Петербургу, к азарту, к жизни, к женщине. И идея Нины Чусовой о том, что настоящая любовь побеждает все и даже смерть, кажется сегодня очень важной.
 —
 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!