ПРЕССА

На вес золота и даже весомее

23 января 2011, Наталия Курюмова, "Культура"

В России каждый фестиваль - на вес золота, тем более - современного танца. Екатеринбургский "На грани" точнее было бы назвать биеннале: он стартовал на сцене Академического театра музкомедии два года назад и в декабре 2010-го, несмотря на пророчества скептиков, состоялся снова. Двухгодичный перерыв только придал событию весомости.

Благодаря Году Россия-Франция-2010 в нынешней программе было три работы французских хореографов. Эммануэль Гат, когда-то мечтавший о карьере дирижера, решил озвучить культовой партитурой... сальсу. В "Весне священной" вместо ожидаемых ритуальных камланий и разгула инстинктов он предложил изобретательное хореографическое решение и концептуальный подход: в самый ответственный момент Избранница не демонстрирует предсмертных конвульсий, а просто поправляет волосы. Два интернациональных проекта соединили уличный хип-хоп и контемпорари, явив пример взаимодействия европейских программ активной социализации молодежи и современного искусства. Совместный продукт хореографов Абденура Белали и Мартин Жоссан с мурманской би-бой командой "Gust Life" "Одиссея" произвел двойственное впечатление. Десять ребят, замечательно владеющих приемами силового брейкинга, со сногосшибательной витальностью ("Gust Life", кстати, значит "жизненный порыв") и самоотдачей, с которой обычно крутят все эти "бочки" и "гелики", старались представить и новые для себя хореографические элементы. Все это - в эпическом полотне на темы из жизни северных поморов. Автором еще одного совместного проекта стал Микаэль Лемэр, бывший уличный батлер, а теперь - концептуальный хореограф. В спектакле "На грани" (его идея родилась на прошлом фестивале, отсюда - название) заняты пять французских (в том числе одна девушка) и двое русских би-бой танцовщиков, а также трое выпускников факультета современного танца Гуманитарного университета (Екатеринбург). Результат - органичный синтез агрессивной музыки, хип-хоперских "штучек", замысловатых танц-модерн-комбинаций и полуакробатической работы с модульными передвижными конструкциями, напоминающими гаражи. Спектакль не отличается разнообразием, но мрачноватый образ окраины современного мегаполиса, его угрюмых, не слишком одухотворенных обитателей-подростков с их жесткими разборками, понятиями и смутными надеждами схвачен достаточно точно.

За столичный контемпорари отвечали Лариса Александрова (ее спектакль "Casting off" получил последнюю "Золотую Маску") вместе с Московским театром-студией современной хореографии. В "Путешествии против ветра" автор умело "играет" на терпкой разнице фактур: яркая, почти глянцевая картинка в теплой красно-оранжевой гамме, гламурно обыгранная тема русской глубинки, ребенок-ангелочек в луче света и снежных хлопьях снега. И тут же: сигарета, раздраженный взгляд, притяжения-отталкивания тел, сложные, далекие от гармонии отношения. Спектакль о вечной русской тоске по нездешней жизни, метафора которой - проносящийся мимо поезд. Все остальные участники представляли "большую тройку" городов Уральского региона. Челябинский театр современного танца привез две работы. "Следующий" испанского хореографа Асьера Забалета, родившийся в рамках проекта "Интраданс", - эффектно одетый и медийно упакованный спектакль-протест обществу тотальной деиндивидуализации. Его некоторую декларативность искупает техничная работа труппы и самоотдача солистки Елены Пришвицыной. Лидер театра Ольга Пона представила в Екатеринбурге премьеру спектакля "Пунктиры", как и большинство ее прежних работ, предназначенного не поклонникам сюжетных постановок, а тем, кого больше притягивает чистая кинетика тел и хореографическая деконструкция. Таинственная метафизика движений, жестов и композиционных решений дает волю интеллектуальной инициативе и воображению зрителя.

Новая работа "Провинциальных танцев" - "Спящая красавица", оказалась во многом неожиданной. Ни Чайковского, ни, по сути Перро, ни узнаваемого стиля Татьяны Багановой. Большую часть спектакля зритель наблюдает лишь увлекательные приключения невероятно гибких тел. Затем, когда на сцене, словно сойдя с картинок старинных гравюр, возникают металлические конструкции (прялка, мельница, платье, похожее на крепостную башню), появляется и подобие сюжета - вернее, его постмодернистский парафраз. Стену собственной неприступности пытается разрушить заключенная в платье-башню Карабосс, а прекрасная Аврора артикулирует тему постоянного женского забегания вперед (в отношениях с немного инфантильным принцем), и потому - одиночества. "Приходи через сто лет!" - кричит она ему, а затем долго-долго, как белка в колесе, бежит, приводя в движение мельничные лопасти.

Нелинейна и логика спектакля "Эситюн Экзистепа" ("Если бы не было тебя") Александра Гурвича с коллективом "Окоём". Работа, названием которой послужил русский хит - чудесная песня Джо Дассена, далеко не так лирична. Отношения главного героя (в исполнении автора) со своим протагонистом и тремя женскими персонажами - противоречивы, постоянно балансируют на грани между вспышками агрессии и хрупкой, ускользающей нежности. "За краем край" - новая работа Сергея Смирнова, созданная в сотрудничестве с пермским "Балетом Евгения Панфилова", обладает узнаваемыми признаками почерка хореографа: лубочная декоративность "картинки" пополам с пронзительной эмоциональностью персонажей. В контексте некой неизбывной российской деревни идеальные "бабы" в набивных ситцевых платьицах и огромных резиновых сапожищах, то кокетливые и задиристые, то покорные и кроткие, сталкиваются с идеальными "мужиками", то грубоватыми, то нежными.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!