Анатолий Григорьевич Маренич

 

Наверно, ни об одном из актёров Свердловского театра не написано так много и так восторженно, как об Анатолии Григорьевиче Марениче (1905-1972). Литератор и актриса Мария Логиновская посвятила творческой паре Маренича и Емельяновой свою книгу «Повесть о любимых актёрах». Его одинаково славословила как местная, так и столичная, ещё при жизни назвав «великим» и «первым комиком страны». Считалось, что если из трёх выдающихся комиков советского опереточного театра Григорий Ярон (в Москве) брал блистательной буффонадой, эксцентрикой, а Михаил Водяной (в Одессе) - вальяжным обаянием и ироничным комизмом, то Маренич являл собой совершенно новый тип актёра оперетты, соединив традиционные для жанра навыки с чертами русской психологической школы.

Сцена с детства привлекала Маренича, и это стремление привело его в театральную студию, по окончании которой Анатолий начал работать в драматическом театре. Случайное событие повернуло его судьбу - молодой артист увидел в Полтаве спектакль оперетты. Музыка, веселье, танцы, шутки - эта необычная атмосфера музыкального спектакля покорила Маренича, и он понял: здесь его призвание, его жизнь, его место. С передвижными театрами он побывал во многих городах, и в период работы в Ленинграде услышал о том, что на Урале, где никогда прежде не было оперетты, организуется молодой театр, куда приглашают артистов. В Свердловске Маренич понял, что о таком театре он и мечтал.

За 25 лет творческой жизни Анатолия Маренича полюбили не только в городах Урала, но и везде, где побывал с гастролями Свердловский театр. Бывает любовь с первого взгляда - такую любовь и завоевывал у зрителей Маренич. Искусство его жизнерадостное, веселое, яркое, покоряло сразу и навсегда. А секрет обаяния этого артиста в его необычайной убедительности, органичности. Его герой может попадать в самые невероятные ситуации, говорить нелепости, совершать неправдоподобные поступки и все-таки всегда оставаться человеком. Маренич действовал на сцене так убеждённо, с такой наивной верой во всё происходящее, что эта вера заражала зрителя, заставляла вслушиваться в каждое его слово, ловить каждую улыбку и верить в реальность всего, что происходит с этим героем.

Дарование его развивалось по нарастающей, по мере расширения тематических границ театра, накопления творческой зрелости режиссуры. На первых порах герои Маренича были такими же юными, неунывающими насмешниками, как и он сам. Митрусь в «Холопке», Яшка-артиллерист в «Свадьбе в Малиновке», Бурмак в «Беспокойном счастье» - это дорогие и близкие сердцу актёра образы. С годами его мастерство становится всё многограннее: в его актёрской палитре появляются сарказм, злая сатира, тонкий психологический анализ. В биографии артиста целая галерея сатирических персонажей: бывший графский мажордом, неудачныйц искатель клада, опустошенный страстью к золоту Богдан Сусик («Трембита»), мелкий жулик и пройдоха Габардинов («Золотое вино»), ханжа и проповедник войны Гаспар Ренодье («Шумит Средиземное море»)... Определенное место занимали в творческой жизни Маренича и роли «простаков» в классической оперетте: Бони в «Сильве», Зупан в «Марице», Наполеон в «Баядере», Эмиль в «Роз-Мари».

Маренич умел не только шутить и развлекать - он мог заставить публике сочувствовать и сострадать его забитому и опустившемуся Апполинарию из «Огоньков», Кокшарову из музыкальной комедии «Марк Береговик» - уральскому старателю с трагической судьбой. Маренич - актёр характерный (то есть создающий характер), его интересуют не только яркие комедийные краски, но и человек и его судьба, оценка личности по большому, принципиальному счёту жизни. Таковы были сыгранные им в разное время роли пустейшего боярского недоросля Свиньина, а затем Плющихина - многогрешного, но преданного делу Петра наставника будущих капитанов русского флота в «Табачном капитане» В. Щербачева, трусливый и жадный владелец похоронного бюро «Милости просим» Терентий Кузькин из «Анютиных глазок» Ю. Милютина, зловещий сектакнт Агафон в оперетте Т. Хренникова «Сто чертей и одна девушка», предатель и трус Слизняк в «Чёрной берёзе» А. Новикова. И наконец, творческая вершина артиста - разбойник, врун и воришка Трепло в «Чёрном драконе» Д. Модуньо, который очень хотел, но так и не смог изменить свою жизнь.

Анатолий Маренич, возможно, наиболее полно воплотил творческое кредо Свердловской музкомедии, где всегда считалось, что оперетта - это не только смех, каскад, развлечение, но и полноправное, достойное уважения искусство.

Тексты Ирины Риф («Свердловский театр музыкальной комедии»)

и Юлии Матафоновой(«Портретная галерея театра»)

 

 

 

 

НАШ ВНУТРИТЕАТРАЛЬНЫЙ «ОСКАР» - ПРЕМИЯ ИМЕНИ А.Г. МАРЕНИЧА

 

«Неподражаемый», «блистательный», «легендарный» - «наш дорогой Марэ»: с 1991 году в нашем Театре существует уникальная премия - Премия имени Анатолия Маренича, которую между собой прозвали нашим "Оскаром". Её обладателями становятся только самые достойные: артисты труппы, служители и друзья Театра.

Лауреаты Премии имени Анатолия Маренича:

1991 - Нина Энгель-Утина, народная артистка России

1992 - Эдуард Жердер, народный артист России

1993 - Галина Петрова, народная артистка России

1994 - Юрий Чернов, народный артист России

1996 - Владимир Смолин, народный артист России

1997 - Георгий Энгель, заслуженный работник культуры России

2001 - Анна Кузнецова, мастер по пошиву головных уборов;

Герман Беленький, руководитель объединения художественных и публицистических программ ФГУП СГТРК

2008 - Герард Васильев, народный артист России

Татьяна Климова, актриса, лауреат Второго международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла имени В.А. Курочкина

Виктор Кокшаров, Председатель Правительства Свердловской области и Председатель Совета попечителей театра

Анатолий Павлов, Президент НП «Объединение заводов ФИНПРОМКО»

2011 - Дмитрий Якубович, солист Белорусского государственного академического музыкального театра

2012 - Максим Дунаевский, композитор, народный артист России

2012 - Нина Стрельцова, ассистент балетмейстера, заслуженный работник культуры России

2013 - Анатолий Бродский, заслуженный артист России

2014 - Кирилл Стрежнев, главный режиссёр, народный артист России

Наталья Гайда - народная артистка Белоруси

2016 - Борис Нодельман, главный дирижёр, заслуженный деятель искусств России

2018 - Владислав Разноглядов, заслуженный деятель искусств России

Лика Рулла, актриса театра и кино

2019 - Михаил Сафронов, генеральный директор, заслуженный работник культуры России

2020 - Нина Шамбер, народная артистка России