Анатолий Григорьевич Маренич

Наверно, ни об одном из актёров Свердловского театра не написано так много и так восторженно, как об Анатолии Григорьевиче Марениче (1905-1972). Литератор и актриса Мария Логиновская посвятила творческой паре Маренича и Емельяновой свою книгу "Повесть о любимых актёрах". Его одинаково славословила как местная, так и столичная, ещё при жизни назвав "великим" и "первым комиком страны". Считалось, что если из трёх выдающихся комиков советского опереточного театра Григорий Ярон (в Москве) брал блистательной буффонадой, эксцентрикой, а Михаил Водяной (в Одессе) - вальяжным обаянием и ироничным комизмом, то Маренич являл собой совершенно новый тип актёра оперетты, соединив традиционные для жанра навыки с чертами русской психологической школы.

Сцена с детства привлекала Маренича, и это стремление привело его в театральную студию, по окончании которой Анатолий начал работать в драматическом театре. Случайное событие повернуло его судьбу - молодой артист увидел в Полтаве спектакль оперетты. Музыка, веселье, танцы, шутки - эта необычная атмосфера музыкального спектакля покорила Маренича, и он понял: здесь его призвание, его жизнь, его место. С передвижными театрами он побывал во многих городах, и в период работы в Ленинграде услышал о том, что на Урале, где никогда прежде не было оперетты, организуется молодой театр, куда приглашают артистов. В Свердловске Маренич понял, что о таком театре он и мечтал.

За 25 лет творческой жизни Анатолия Маренича полюбили не только в городах Урала, но и везде, где побывал с гастролями Свердловский театр. Бывает любовь с первого взгляда - такую любовь и завоевывал у зрителей Маренич. Искусство его жизнерадостное, веселое, яркое, покоряло сразу и навсегда. А секрет обаяния этого артиста в его необычайной убедительности, органичности. Его герой может попадать в самые невероятные ситуации, говорить нелепости, совершать неправдоподобные поступки и все-таки всегда оставаться человеком. Маренич действовал на сцене так убеждённо, с такой наивной верой во всё происходящее, что эта вера заражала зрителя, заставляла вслушиваться в каждое его слово, ловить каждую улыбку и верить в реальность всего, что происходит с этим героем.

Дарование его развивалось по нарастающей, по мере расширения тематических границ театра, накопления творческой зрелости режиссуры. На первых порах герои Маренича были такими же юными, неунывающими насмешниками, как и он сам. Митрусь в "Холопке", Яшка-артиллерист в "Свадьбе в Малиновке", Бурмак в "Беспокойном счастье" - это дорогие и близкие сердцу актёра образы. С годами его мастерство становится всё многограннее: в его актёрской палитре появляются сарказм, злая сатира, тонкий психологический анализ. В биографии артиста целая галерея сатирических персонажей: бывший графский мажордом, неудачныйц искатель клада, опустошенный страстью к золоту Богдан Сусик ("Трембита"), мелкий жулик и пройдоха Габардинов ("Золотое вино"), ханжа и проповедник войны Гаспар Ренодье ("Шумит Средиземное море")... Определенное место занимали в творческой жизни Маренича и роли "простаков" в классической оперетте: Бони в "Сильве", Зупан в "Марице", Наполеон в "Баядере", Эмиль в "Роз-Мари".

Маренич умел не только шутить и развлекать - он мог заставить публике сочувствовать и сострадать его забитому и опустившемуся Апполинарию из "Огоньков", Кокшарову из музыкальной комедии "Марк Береговик" - уральскому старателю с трагической судьбой. Маренич - актёр характерный (то есть создающий характер), его интересуют не только яркие комедийные краски, но и человек и его судьба, оценка личности по большому, принципиальному счёту жизни. Таковы были сыгранные им в разное время роли пустейшего боярского недоросля Свиньина, а затем Плющихина - многогрешного, но преданного делу Петра наставника будущих капитанов русского флота в "Табачном капитане" В.Щербачева, трусливый и жадный владелец похоронного бюро "Милости просим" Терентий Кузькин из "Анютиных глазок" Ю. Милютина, зловещий сектакнт Агафон в оперетте Т.Хренникова "Сто чертей и одна девушка", предатель и трус Слизняк в "Чёрной берёзе" А.Новикова. И наконец, творческая вершина артиста - разбойник, врун и воришка Трепло в "Чёрном драконе" Д.Модуньо, который очень хотел, но так и не смог изменить свою жизнь.

Анатолий Маренич, возможно, наиболее полно воплотил творческое кредо Свердловской музкомедии, где всегда считалось, что оперетта - это не только смех, каскад, развлечение, но и полноправное, достойное уважения искусство.

 

   

 

 

Галерея имени Марэ: пять портретов, пять образов и пять литературных эскизов, посвящённых легендарному Мастеру? 

 

"Неподражаемый", "блистательный", "легендарный" - "наш дорогой Марэ": с 1991 году в нашем Театре существует уникальная премия - Премия имени Анатолия Маренича, которую между собой прозвали нашим Оскаром. Её обладателями становятся только самые достойные друзья Театра.

Лауреаты Премии имени Анатолия Маренича:

1991 - Нина Энгель-Утина, народная артистка России

1992 - Эдуард Жердер, народный артист России

1993 - Галина Петрова, народная артистка России

1994 - Юрий Чернов, народный артист России

1996 - Владимир Смолин, народный артист России

1997 - Георгий Энгель, заслуженный работник культуры России

2001 - Анна Кузнецова, мастер по пошиву головных уборов; Герман Беленький, руководитель объединения художественных и публицистических программ ФГУП СГТРК

2008 - Герард Васильев, народный артист России; Татьяна Климова, актриса, лауреат Второго международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла имени В.А.Курочкина; Виктор Кокшаров, Председатель Правительства Свердловской области и Председатель Совета попечителей театра; Анатолий Павлов, Президент НП "Объединение заводов ФИНПРОМКО"

2011 - Дмитрий Якубович, солист Белорусского государственного академического музыкального театра

2012 - Максим Дунаевский, композитор, народный артист России

2012 - Нина Стрельцова, ассистент балетмейстера, заслуженный работник культуры России

 

Тексты Ирины Риф ("Свердловский театр музыкальной комедии") и Юлии Матафоновой("Портретная галерея театра")