ПРЕССА

Жизнь на "бис!"

15 июня 2006, Мария Милова, "Страстной бульвар"

3 апреля, в то время когда театр музыкальной комедии был в Москве на фестивале «Золотая Маска», случилась трагедия. Ушел из жизни блистательный актер, легенда театра, легенда жанра оперетты – народный артист России Эдуард Борисович Жердер. 17 апреля в день торжественной церемонии вручения самой престижной Премии страны актер театра Владимир Смолин получая награду в личной номинации «лучшая мужская роль в оперетте и мюзикле» посвятил ее «всем старикам театра» и в первую очередь Эдуарду Жердеру. Со сцены прозвучали стихи Эдуарда Жердера, которые он написал к веселому спектаклю «Жирофле-Жирофля».

 

К сожалению, в телевизионной версии эти стихи прозвучали в значительно урезанном виде, а в них жизненное кредо самого Эдуарда Борисовича и его отношение к профессии Актера.

 

«Не падай занавес!

Остановись мгновенье.

Оркестр, зачем ты стих?

На сцену полный свет,

Давайте продолжать,

Уймись серцебиенье,

Пусть прозвучит со сцены вновь куплет.

Хочу остаться в этой пестрой смене

Суфлером, зрителем, актером – навсегда!

Кто отравился сценой здесь - на сцене,

Тот не оставит сцену никогда.

Театр – наш дом, мечта, опора,

И если есть на свете Божий суд,

Со сцены настоящего Актера

Вперед ногами только унесут!»

 

Цветы и овации, признание и поклонники – жизнь на «бис!», такой была жизнь любимца публики Эдуарда Жердера. Совсем недавно актер отметил полвека своей жизни в искусстве и готовился к новому бенефису - 40 лет было отдано им сцене ставшей родной - сцене Свердловского театра музыкальной комедии. Уже было назначено число – 24 апреля, спланирована программа бенефисного вечера, напечатаны афиши, начались репетиции и вдруг…жизнь внесла свои трагические коррективы.

Кажется, что Жердер был рожден для оперетты, и если бы не было такого жанра, то его нужно было бы обязательно придумать специально для него. Однако, творческая линия жизни в мир оффенбаховского канкана, для Эдуарда Борисовича пролегла через балетный класс. Прежде чем стать блистательным каскадным актером Эдуард Борисович был солистом балета Оренбургского театра музыкальной комедии. Уже находясь в статусе артиста-солиста и выходя на сцену в ролях, требующих определенной хореографической подготовки, балетная выучка не раз служила актеру добрую службу, ему были по плечу самые сложные танцевальные «па» в любых спектаклях.

«Вся моя жизнь без остатка принадлежит Свердловскому театру музыкальной комедии» - говорил в одном из интервью Эдуард Жердер. И он не лукавил. Более ста ролей, в которые он любовно вдохнул жизнь, подарив радость зрителю переживать, смеяться, а иногда и плакать вместе с ним. Дебютная роль на сцене Свердловской музкомедии в 1966 году Тараксиона в спектакле «Лисистрата» сразу же сделала его любимцем публики. Дальнейшие удачи в спектаклях «Бородатые мальчики», «Черный дракон», «Девичий переполох», «Василий Теркин», «Летучая мышь», «Кандид, или оптимизм», «Жирофле-Жирофля», «Княгиня чардаша» и многих других лишь подтвердили неслучайность первого успеха. Вместе со своей неизменной партнершей по сцене, преданным другом и женой в жизни, заслуженной артисткой России Риммой Антоновой Эдуард Борисович не раз срывал самые громкие аплодисменты, крики «Браво!»и «Бис!». Однажды на гастролях им бисировали шесть раз с номером Каролины и Пеликана из оперетты «Принцесса цирка». Порой казалось, что актеру было тесно в рамках роли и он расширял ее импровизациями. По поводу актерских импровизаций главный режиссер театра Кирилл Стрежнев считает что – есть актеры, которым можно импровизировать, а есть другие, которым лучше этого не делать. У них это не получается. Эдуард Жердер, несомненно, – из числа первых. Он – актер с чувством меры и человеческого такта. Как бы он ни «хулиганил» на сцене, всегда есть уверенность, что это не будет пошло или неуместно. Его «отсебятины» всегда в стиле спектакля и литературной характеристики персонажа.»

Для многих имя Эдуарда Жердера – прочно связано с эпохой Курочкина, эпохой, которая была наполнена яркими спектаклями и целым созвездием актерских имен – А.Маренич, М.Викс, П.Емельянова, Б.Коринтели, позже С.Духовный, А.Виноградова, И.Крапман, Н.Энгель-Утина. Однако с приходом в театр режиссера Кирилла Стрежнева творческая жизнь Эдуарда Жердера не остановилась. Стрежнев открыл зрителям Жердера не только комика, но и как замечательного тонкого драматического актера. Роли Штрауса в «Беспечном гражданине», Гуски в «Кошмарных сновидениях Херсонской губернии», Феждина в «Оливере!» стали этапным для Эдуарда Борисовича. Сам актер был полностью уверен, в том что своим успехом он в первую очередь обязан екатеринбургской публике, публике, которой нет ни в одном другом городе страны. Среди многочисленных стихотворений актера хранится одно, посвященное любимому зрителю:

 

«Люблю вас! О, желанный зритель!

Вы к нам почаще заходите

И в будни, и на праздники премьер

Без вас нам грустно — ваш Жердер!»

 

Не смотря на свой статус, Эдуарда Борисовича в театре многие, независимо от возраста, называли по-домашнему «Эдик» или «Борисыч». Там где появлялся Жердер начиналось веселое оживление. Он знал огромное количество театральных баек, анекдотов и был их блистательным рассказчиком, многие истории он придумывал сам, но отличить художественный вымысел от правды было невозможно. Несколько лет назад на ежегодном торжественном сборе труппы по поводу нового сезона Эдуард Борисович пришел, в отличие от многих не в парадном костюме, а в футболке с хулиганской надписью – «Я пьянство не люблю, а пьяниц презираю!». На следующей день во всех местных газетах вышла фотография актера в полный рост с заголовком: «Народный артист России Эдуард Жердер борется в театре с пьянством.» Многие актеры театра бережно хранят остроумные эпиграммы написанные для них Эдуардом Борисовичем.

 

Солистке театра Надежде Басаргиной:

Улыбка, голос, шарм и стать —

Побольше бы таких нам Надь!

 

Главному дирижеру театра Борису Нодельману:

Мы Вас любим, обожаем

Жест Ваш легок и широк

В жизни он не подражаем,

А за пультом — царь и бог!

Обойдите вы все страны

И поймете Вы тогда,

Что такого Нодельмана не найдете никогда!

 

Хормейстеру театра Анне Емельяновой:

О, Анна, в нашей оперетте

Любовь — предел моей мечты.

Ведь вы милее всех на свете,

Хормейстер дивной красоты!

Она прекрасна, как цветочек,

Она нежна, как сладкий крем,

Не обижайтесь, мой дружочек,

Коль я отъем от Вас кусочек,

А может целиком Вас съем.

 

Солисту театра Михаилу Шкиневу в день премьеры в спектакля «Принцесса цирка»:

Приятно нам под этой крышей

Работать со Шкиневым Мишей.

Дерзай, звучи и будь здоров —

С премьерой, МИСТЕР «Х», — Шкинев.

Стихи артиста Екатеринбургского Государственного театра драмы, народного артиста России Алексея Петрова,

посвященные памяти народного артиста России Эдуарду Жердеру

Стоит среди поля каре кирасиров

В потрепанных старых гвардейских мундирах.

Стоят ветераны, пощады не просят,

На пышных усах – запоздалая проседь.

Свинцовые пули, картечь и снаряды, -

Вот, собственно, все для героев награды,

Вот, собственно, все для солдат перспективы:

Попало – умри, веселитесь, кто живы.

В отцовских рядах уж немалые бреши:

Их с выстрелом каждым становится меньше.

Для тех, кто остался, задача простая:

Стой насмерть, шеренги плотнее смыкая!

И снова шипенье коварной картечи,

И снова над павшим смыкаются плечи,

И снова прощаемся с другом поспешно,

Целуя вдову и детей безутешных.

Лишь в памяти нашей они еще живы,

Как прежде задорны, как прежде красивы…

Бессильно шепчу, задыхаясь от боли:

«Встань, Эдя, не все еще сыграны роли,

Встань, Эдя, не все анекдоты и байки

Ты мне рассказал на тенистой лужайке,

Я вновь повстречаю тебя на концерте…

Встань, Эдя, на время забудем о смерти!» 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!