ПРЕССА

Тенор в засаде

01 февраля 2021, Лариса Барыкина, журнал Музыкальная жизнь

https://muzlifemagazine.ru/tenor-v-zasade/

В Свердловской музкомедии поставили мюзикл «Одолжите тенора»

Просто удивительно, как опера с опереттой, да и классический мюзикл обожают прием «театра в театре»: действие разворачивается ­где-нибудь в закулисье, основной сюжет двигается параллельно «театральному», герои мечтают и о сцене, и о любви – примеров масса, от «Сказок Гофмана» до «Призрака оперы». Ситуация приобретает особую пикантность, когда современный мюзикл рассказывает об оперных делах без придыхания, а с ясными пародийными намерениями, но в итоге признается ей в любви. «Боже, благослови оперу!» – произносит один из героев мюзикла «Одолжите тенора» – и с ним согласны не только персонажи спектакля.

Премьера этого мюзикла, полтора десятка лет радующего публику по обе стороны океана, прошла в Свердловской музкомедии под грифом «впервые в России». В его литературной основе – пьеса Кена Людвига, типичная комедия положений с переодеваниями, недоразумениями и счастливым концом; она приобрела популярность с конца 1980-х годов и не так давно даже добралась до российской сцены. Пропустить мимо сюжет, действие которого происходит в опере, не смогли композитор Брэд Кэрролл с либреттистом Питером Шэмом, и в 2006 году Lend Me a Tenor стал мюзиклом.

Фееричная история о скромняге из суфлерской будки провинциального американского театра, в нужный момент заменяющем в «Отелло» знаменитого итальянского тенора, выглядит очередной инверсией «Золушки» или классической вариацией на тему «Как поверить в себя и обрести любовь». В музыке Кэрролла увлекает ловко закрученный микст джазовой энергии и милой лирики бродвейского образца с цитатами из оперной классики. Оба действия начинаются с фрагментов «Отелло» Верди, отзвуки россиниевского бельканто звучат в дуэте знаменитого тенора и его жены, а прима театра, желая поразить своим вокалом заезжую звезду, выдает набор знаменитых оперных арий, от Доницетти до Вагнера. Созданный в наши дни ретромюзикл (действие происходит в 1930-е годы) четко воспроизводит лекала классической театральной продукции нью-йоркской 42-й улицы, и невольно поражаешься тому, что модель не устарела, технологии работают, а нужные эффекты срабатывают в строго запланированных местах.

Замысел постановки «Одолжите тенора» в России принадлежит Антону Музыкантскому. Молодой режиссер получил отличное образование в Лондоне и мечтал о дебюте в российском репертуарном театре. Своей идеей он смог увлечь директора Свердловской музкомедии Михаила Сафронова, всегда имевшего поразительное чутье на все свежее и оригинальное. Самой премьеры Сафронов, в прошлом сезоне ушедший из жизни, к сожалению, не увидел, но наверняка был бы счастлив и доволен, как и зрители двух первых показов. В наше пандемическое время тревог и потерь смешной и беззаботный спектакль – то, что доктор прописал.

К постановке мюзикла молодая команда, получив разрешение правообладателей, подошла творчески. Честное копирование – не наш путь, и спектакль приобрел немало авторских нюансов и штрихов, начиная с либретто в переводе Марии Бар, которое в театре немного дополнили. В результате текст получился удачным, шутки, остроты, словесные пикировки персонажей не позволят заскучать. Поворотный круг, имеющийся в екатеринбургском театре, дал спектаклю ускорение (сценограф Анастасия Пугашкина), перемены мест действия (а это оперная сцена, лобби отеля, узкий коридор и номер-люкс) почти молниеносны. Работа дирижера Антона Ледовского позволяет получать удовольствие от стилистических контрастов. Но прежде чем встать за пульт качественно звучащего оркестра, он полностью переоркестровал партитуру (составы оркестра в наших музкомедийных театрах и западных очень отличаются) и сделал новые аранжировки.

Николай Капленко – Тито Мерелли, Антон Сергеев – Макс Гербер

Для труппы, в репертуаре которой бродвейские мюзиклы были всегда, предложенный материал оказался близким по духу, в театре откликнулись на него с энтузиазмом. Кастинг можно назвать снайперски точным, никого одалживать не пришлось. Мастер-­класс по пластической эксцентрике (включая финальный степ!) и голосовым особенностям острохарактерных персонажей дает Павел Дралов в роли директора театра Кливленд Гранд-опера Генри Сандерса. Николай Капленко буквально дождался своего героя Тито Мерелли: роль прославленного тенора он примерял на себя не однажды, и не только в спектаклях. «Тенора в засаде», очкарика Макса Гербера играют в очередь два молодых и голосистых солиста: Евгений Елпашев и Антон Сергеев, причем второй по жизни, ­вообще-то, баритон, но с большим диапазоном. Прелестна и нежна Екатерина Мощенко (Мэгги Сандерс), при этом с такой необходимой в этой роли «частичкой черта». Светлана Кочанова и Ольга Балашова, имея абсолютно разную психофизику и вокальные данные, блистательно и по-разному играют приму Диану Дивейн. В сущности, это два расклада творческих сил в Кливлендской опере: в первом случае театру, неожиданно приобретшему своего супертенора, вскоре предстоит искать и певицу, но зато у него будет своя властительница, ведь в итоге всех недоразумений ей удалось соблазнить самого директора. А в другом, когда обоймой знаменитых оперных арий «выстреливает» Ольга Балашова (в Екатеринбурге в пастиччо добавили еще и выходную арию Снегурочки!), мы понимаем, что дела в этом театре теперь точно пойдут в гору. Вообще, поют в спектакле очень прилично, включая хор (хормейстер Светлана Асуева). Особо стоит отметить отстроенную звуковую атмосферу спектакля (концепция звука Сергея Евсеева) – обычно самое слабое звено в российских постановках. Под руководством Виктории Канаткиной классическим степом овладели танцовщики балетной труппы театра. А пластическая подвижность как солистов, так и исполнителей самых маленьких ролей, просто радует глаз.

Ясно, что впереди у спектакля увлекательный процесс наращивания мускулов и уточнения деталей. Наверное, повадки и перепалки тенора с супругой станут еще более итальянистыми, оба исполнителя роли Макса покажут в процессе удивительную трансформацию своего героя, ­кто-то приберет чуть излишний на премьере нажим, а все без исключения – смогут предъявить контраст вокала мюзиклового с академическим, там, где это по тексту необходимо. Но ясно и то, что театр уже сегодня получил в афишу отличный репертуарный хит.

FacebookVK