ПРЕССА

Сюрприз для прекрасной Теодоры

04 февраля 2010, Екатерина Шакшина, "Вечерний Екатеринбург"

Спектакль "Принцесса цирка" выдержал паузу длиной в полтора театральных сезона.

 

На сцене академического Театра музыкальной комедии вновь "Принцесса цирка" Имре КАЛЬМАНА - возобновлённая и обновлённая.

В программке имена мастеров и молодых артистов указаны рядом с одной и той же ролью. Наверное, при неизменности режиссёрского решения Кирилла СТРЕЖНЕВА в разных составах это всякий раз будет чуть-чуть другой спектакль. Так роль Теодоры Вердье, аристократки и богачки в руках соперника-злодея (почти по Северянину), традиционно исполняют примадонны театра. Героиню будут петь и Надежда БАСАРГИНА, и Лариса ЕМЕЛЬЯНОВА, и... На премьере 29 января в роли Теодоры вышла молодая солистка театра Ксения ГРИГОРЬЕВА.

Это главный "сюрприз для прекрасной Теодоры". Не тот коварный, который заготовил героине и о котором спел мстительный Барон, а приятная неожиданность для самой этой роли. Со времени написания оперетты (1926-й) столь молодой "принцессы цирка" сцена не знала. Во всяком случае, в нашем театре. Ксения Григорьева привносит в образ классической опереточной героини незащищённость, хрупкость, доверчивость, объяснимые как раз юностью Теодоры...

 

И вновь вышел на сцену академического Театра музыкальной комедии - обновлённой премьерой 29 января. Постановку 1989 года возобновил её же постановщик - Кирилл СТРЕЖНЕВ.

За 19 лет предыдущей жизни "Принцесса цирка" Имре КАЛЬМАНА влюбила в себя тысячи зрителей, ей бисировали на гастролях и дома, подносили цветы. Это уже театральная история. Но многие, в том числе и я, в день второго рождения смотрели премьеру без оглядки на прошлое, без учёта прошлых заслуг, без скидок на возраст - именно как премьеру. Впрочем, что значат для музыки Кальмана какие-то два десятка лет?

 

Но поначалу именно музыка повергла в некоторое недоумение. Увертюра прозвучала в исполнении оркестра под управлением дирижёра-постановщика возобновления Владимира ВИШНЕВСКОГО так, будто музыканты вошли в роль оркестрантов парижского цирка, где, собственно, и происходят все события спектакля. Сомнений в профессионализме нашего оркестра нет, но... Может, так и задумано? Однако "концепция" ко второму акту развеялась. Оркестр стал "догонять" солистов, которые, случалось, его чуть опережали, и музыка Кальмана зазвучала так, как композитор её и написал.

 

Визуальный, пластический образ спектакля сразу погружает в особенный мир, сотворённый вместе с режиссёром-сценографом Вячеславом ОКУНЕВЫМ, художником по костюмам Ириной ПРЕСС, хореографом Эдвальдом СМИРНОВЫМ. До самого финала, поставленного и исполненного всеми персонажами так, что он стал "четвёртым" актом "Принцессы цирка".

 

Спектакль рождает аллюзии с европейским немым кинематографом 20-х годов - и не случайные: ведь прототипом Теодоры Вердье была киноактриса Агнесс Эстерхази (графиня, между прочим). В кульминационной сцене танцующая цепочка людей-масок словно передаёт "привет" от Федерико Феллини. Спектакль нашего театра о том же, что и его фильмы, - в жизненном маскараде, праздном карнавале, лукавом и жестоком, так трудно и так необходимо различить подлинную жизнь, сохранить собственное лицо.

 

Над возрождённой "Принцессой цирка" где-то в вышине этот "купол" кино, а под ногами и вокруг - манеж и закулисье цирка. Актёры не летают с трапеции на трапецию, не показывают фокусов, не исполняют тройных сальто. И мистер Икс (Леонид ЧУГУННИКОВ) замечательно поёт "Смел и дерзок мой трюк...", но на головокружительной высоте на скрипке не играет и коня, который "как птица по кругу мчится", под уздцы на сцену, слава богу, не выводит. Цирковые являются на "манеж" оперетты в грубом ярком гриме, усыпанных блёстками костюмах, с громадным питоном на руках или до представления, о котором говорят, или после. Но стихия цирка - честного искусства, чьи маски и краски, в отличие от жизненных, к лицу не прирастают, - ощущается в течение всего спектакля. Контрастом к респектабельному и лживому "цирку" Барона де Кревельяка (Александр ПОТАПОВ), персонажами которого по наивности и по случаю из прошлого стали Теодора (Ксения ГРИГОРЬЕВА) и мистер Икс.

 

Продолжением циркового аттракциона - уже по-настоящему весёлого, искрящегося жизнерадостностью - становится сценическая жизнь двух трогательных, почти семейных разновозрастных парочек. Это Мари (Светлана БЕРЕЖНАЯ) и Тони (Владимир ФОМИН) - лёгкие, взрывные девушка-сорванец и храбрец-недотёпа. Это Каролина (Нина ШАМБЕР, игравшая в своё время Теодору) и Пеликан (Владимир СМОЛИН). Те же Мари и Тони, только совсем "взрослые", бесконечно шпыняющие друг друга (она - буквально, он - исключительно иронией), уже не слишком отважные, но всё такие же влюблённые...

 

Как в оперетте, так и в цирке - парные амплуа. Даже злодейский злодей Барон здесь при партнёре - манерном, кокетливом Пуассоне (Александр КОПЫЛОВ). Словно ковёрные "белый" и "рыжий" в цирке. И в финале, после провала их интриганского "гвоздя программы", нехорошие неразлучники покидают"манеж" под ручку - парочкой... 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!