ПРЕССА

На кону 810 тысяч рублей. Только пой!

01 июня 2022, Ирина Клепикова, Газета "Областная газета"

https://www.oblgazeta.ru/culture/music/135978/

Когда председатель жюри конкурса – автор любимых мюзиклов и песенных хитов Максим Дунаевский, то церемония награждения лауреатов превращается в Театр, а вместе с артистами на сцене поет весь зал. Автор фото: Игорь Желнов

В столице Среднего Урала завершился VIII Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла. В кулуарах еще пришлось услышать от зрителей: «Уже восьмой?! И на этот раз проходит у нас? Урал удостоился чести…» Да, уже восьмой! А проходит он у нас и только у нас, потому что Свердловская музкомедия и стала когда-то инициатором конкурса, а Урал остается в России единственной площадкой, которая так масштабно дает шанс молодым в «жанре молодости».

Про «жанр молодости» – это от Владимира Курочкина, народного артиста СССР, легендарного режиссера Свердловской музкомедии. Нынешний конкурс был приурочен к 100-летию со дня его рождения, посвящен его памяти, а потому писаные и неписаные творческие заповеди «от Курочкина» присутствовали в самом воздухе конкурса. А Владимир Акимович, не раз в дни прослушиваний напоминали организаторы и члены жюри, мечтал, «чтобы зритель, придя в театр музыкальной комедии, находил все то, что может дать публике хороший драматический театр, – мысль, интеллигентность и вкус… А еще то, что может подарить только «легкий жанр», – ощущение пьянящей радости жизни».

Аплодировать нельзя

Так и было. Даже во время конкурсных прослушиваний. Немногие зрители, кому удалось-таки проникнуть в зал, на отдельных выступлениях не могли сдержать эмоций, начинали аплодировать с галерки. Членам жюри приходилось оборачиваться и выразительными взглядами напоминать: это ведь не концерт, а – конкурс. Все участники – в равных условиях, один на один с жюри, без какой-либо эмоциональной поддержки во время выступления. Зато и условия были созданы предельно комфортные. Даже прессу запускали в зал только в антрактах, а телефоны просили отключить «задолго до». Чтобы ничто не отвлекало…

Нынешний конкурс собрал рекордное число участников – 121. Возможно, поспособствовала пандемия и вынужденный творческий простой. Словно истосковавшись по общению, пониманию новых трендов любимого жанра, молодые артисты (по условиям – не старше 37 лет) из Калининграда, Новосибирска, Москвы, Омска, Санкт-Петербурга, Железногорска, Сыктывкара, Магадана et cetera устремились в столицу Среднего Урала. Подчеркну: иные участники, да, из столичных трупп, – востребованные в родных театрах, любимые зрителем. Тогда – зачем? Или – за чем?

Конечно, как и в каждом конкурсе, на кону были дипломы-призы, денежные премии. И немалые. Общий призовой фонд конкурса, который проводился на средства областного бюджета, составлял 810 тысяч рублей. Диапазон третьих-вторых-первых премий (а они были отдельно для жанра оперетты и мюзикла, для участников – мужчин и женщин) – от 35 тысяч до 85 тысяч рублей. Гран-при – 110 тысяч. Плюс специальные призы – например, за вокальную выразительность и актерское мастерство, приз лучшей каскадной паре… Словом, солидно. Но и нынешний конкурс в очередной раз показал: нет задачи раздать «всем сестрам по серьгам». Взыскательное жюри снова оставило конкурс без Гран-при (кстати, за всю историю конкурса Гран-при был присужден только однажды, в 2006 году). Не присуждено первое место в жанре оперетты. Профессионалы, практики жанра, наверняка задумаются о причинах. Повод есть. Но для самих молодых это музыкальное ристалище – вне всех и всяких привходящих обстоятельств – давало безусловный шанс. Заявляйся. Дерзай. Покажи все, что можешь. Или, как декларирует девиз конкурса, – «Управляй судьбой!»

Сыграем в «Шахматы». На победу

На гала-концерте, где выступали лучшие, председатель жюри композитор Максим Дунаевский поздравил… всех без исключения участников конкурса – и лауреатов, и тех, кто не получил призов. И как творческий человек объяснил это свое желание «обнять всех»: «На результате может сказаться многое. Плохое самочувствие в день конкурса. Не то настроение. Не в голосе. Плохо проснулся, встал не с той ноги… Даже если ты не получил признания сейчас – ну, посиди дома, подумай. Но в любом случай – не останавливайся в своем движении. Иди дальше! Конкурс – возможность быть замеченным. Если не жюри, так – зрителями. А ведь именно для них мы и работаем…»

Уже не в первый раз Конкурс имени Владимира Курочкина дал право и зрителям заявить о своих предпочтениях. Перед началом гала-концерта всем выдали листки для голосования, где по окончанию выступлений можно было обозначить своего фаворита. Единственного! Гала-концерт транслировался в сети Интернет, его «посетители» тоже могли голосовать. В результате общих подсчетов определился тот, кому и досталась любовь публики. Приз зрительских симпатий – под овации зала – был вручен Александру Шарабарину, вокально и актерски исполнившему арию из мюзикла «Шахматы» как… мини-спектакль. Его точно заметили и отметили. Не только зрители. Председатель жюри Максим Дунаевский чуть дольше, чем других лауреатов, приветствовал Александра (тот получил еще и вторую премию в номинации «мюзикл») – и уже не в микрофон, а тет-а-тет. Возможно, «просто» эмоциональная поддержка от автора хитовых мюзиклов? А может, шанс для талантливого парня из Железногорска? Хочется верить и в то, и в другое…

Это шанс!

Максим ДУНАЕВСКИЙ, народный артист РФ, председатель жюри:

– Нередко раздаются голоса вполне авторитетных людей, что конкурсы и не нужны вовсе, что они больше сродни спорту, а не искусству. Тем не менее… Национальный большой конкурс, а тем более международный, дает возможность режиссерам, дирижерам, композиторам, продюсерам охватить сразу большой пласт молодых исполнителей за короткий промежуток времени, увидеть и узнать, что происходит в разных жанрах, и взять на заметку того или иного артиста. Убежден: самый нужный в нашей жизни конкурс – именно творческий. Это не коммерческое шоу, это даже, строго говоря, и не конкурс, не соперничество. Это большой кастинг, реально дающий практические результаты. После этого конкурса немало молодых солистов стали и становятся звездами мюзиклов и оперетт в ведущих театрах России. Не это ли лучше всего характеризует уровень и престиж Международного конкурса имени В. Курочкина и отвечает на сакраментальный вопрос о надобности конкурсов вообще?

Нина ЧУСОВА, театральный режиссер, член жюри:

– Вечерами, после прослушиваний, мы выходили из театра и не знали, что происходит в городе. Такая вот работа. И все равно это праздник! Ребята, участники конкурса, общаются – хотят этого. Между прослушиваниями все (!) пришли на мастер-классы членов жюри, после этого пошли смотреть спектакль в Свердловской музкомедии, а затем еще и обсуждали его, снова общались. И я видела в них, в каждом, такое «счастье узнавать». Это очень здорово!

 

Вторая премия в номинации «мюзикл», премия СТД России «За вокальную выразительность и актерское мастерство» и Приз зрительских симпатий – Александру Шарабарину. Запомните это имя... Фото: Игорь Желнов

Поздравляем!

Свердловский театр музыкальной комедии, инициатор и бессменный организатор Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла, выражает огромную благодарность за поддержку губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву, министерству культуры Свердловской области и лично министру культуры Светлане Учайкиной. Конкурс имени Курочкина стал брендом Урала, с каждым разом привлекает все больше участников. Театр берет на себя максимум организационных усилий. Но принять такое большое число участников, достойно провести прослушивания, творческие обсуждения, мастер-классы и награждение без поддержки (конкурс проводился на средства областного бюджета) было бы невозможно.

А теперь - итоги:

VIII Международный конкурс молодых артистов оперетты и мюзикла имени Владимира Курочкина - это 121 участник, 3 дня прослушиваний, 2 номинации, 13 премий и спецпризов. Кому же удалось покорить жюри и доказать свою талантливость?

Победители и призеры:

НОМИНАЦИЯ «ОПЕРЕТТА»

I премия

  • не присуждена

II премия

  • Лесных Ирина (Москва)
  • Рязанов Сергей (Москва)

III премия

  • Шайхеева Алина (Новосибирск)
  • Вокуев Роман (Санкт-Петербург)
  • Волков Степан (Самара)

Дипломанты

  • Белоусова Елизавета (Санкт-Петербург)
  • Мельникова Анастасия (Москва)
  • Халецкий Василий (Новосибирск)
  • Ковалёв Андрей (Сыктывкар)
  • Сизова Елена (Нижний Новгород)
  • Берёзкин Роман (Екатеринбург)

НОМИНАЦИЯ «МЮЗИКЛ»

I премия

  • Баксараев Станислав (Краснодар/Москва)
  • Павлова Светлана (Екатеринбург)

II премия

  • Шарабарин Александр (Железногорск)
  • Паротикова Мария (Москва)

III премия

  • Воробьёв Дмитрий (Москва)
  • Шабалина Ксения (Сыктывкар)

Дипломанты

  • Бочарова Дарья (Новосибирск)
  • Бурлюкало Дарья (Москва)
  • Завада Игорь (Ростов-на-Дону)
  • Рябушкин Вадим (Санкт-Петербург)
  • Бирючинская Жанна (Екатеринбург)

А также:

Специальный приз Ассоциации музыкальных театров России

  • Степан Волков (Самара)

Премия Управления культуры Администрации города Екатеринбурга

  • Жанна Бирючинская (Екатеринбург)

Премия Союза театральных деятелей России «За вокальную выразительность и актерское мастерство в жанре оперетты»

  • Роман Вокуев (Санкт-Петербург)

Премия Союза театральных деятелей России «За вокальную выразительность и актерское мастерство в жанре мюзикла»

  • Александр Шарабарин (Железногорск)

Премия имени народных артистов России Риммы Антоновой и Эдуарда Жердера

  • Елизавета Белоусова и Роман Вокуев (Санкт-Петербург)

Специальный диплом жюри «Лучший партнер, не участвовавший в конкурсе»

  • Ольга Балашова (Екатеринбург)

Приз зрительских симпатий

  • Александр Шарабарин (Железногорск)

Организаторы конкурса от всей души поздравляют лауреатов с заслуженными наградами и с нетерпением ждут встречи в следующем сезоне конкурса!

 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!