ПРЕССА

Круглая дата "круглого отличника"

01 ноября 2008, Ирина Клепикова, "Областная газета"

75-летие Свердловской музкомедии, о достижении и исторической значимости которого заговорили во всеуслышание ещё летом (8 июля 1933 года спектаклем "Роз-Мари" театр открылся), достигло, наконец, апогея. Театр начал юбилейную праздничную неделю. Два дня, сменяя один другого, его поздравляли члены правительства, депутаты областной Думы, коллеги из театров, ректоры вузов, пресса и т.д. Причём аура именинника такова, что каждый из гостей старался соответствовать юбиляру в выражении зрительской признательности, включал все свои таланты: чиновники пели, ректоры читали собственные стихи... Ну, а сегодня юбиляр снова берёт инициативу в свои руки и, как это умеет делать только Свердловская музкомедия, грандиозный, многодневный праздник будет сопряжён с колоссальной творческой работой. На юбилей съезжаются руководители

 

42 музыкальных театров: всех 28 российских, всех театров соответствующего жанра из СНГ. И театр-юбиляр готов к самому открытому диалогу - о тенденциях жанра, о собственном творчестве.

 

В дни юбилея, понятное дело, принято говорить о достоинствах виновника торжества. Однако Свердловская музкомедия, сколь ни пытайся придраться к ней, и в рабочие будни напоминает круглого отличника, у которого всё - по высшему баллу, которому в "кайф" любые творческие муки и неиссякаемый трудоголизм. Признанный ещё в советские годы "лабораторией оперетты", нестоличный, провинциальный театр продолжает оставаться лидером жанра. И это с восхищением признают все! Даже - коллеги, а в амбициозной творческой среде это дорогого стоит.

 

75-летний путь театра отмечен высокими государственными наградами: орден Трудового Красного Знамени, почётное звание "академический", премия правительства РФ им.Фёдора Волкова "За вклад в развитие театрального дела России".

 

"Золотым веком" театра называют время, связанное с именем художественного руководителя В. Курочкина (с 1963 по 1986 годы). Но и сегодня, при главном режиссёре К. Стрежневе, "золотой век", можно сказать, продолжается. Достаточно вспомнить, что последние годы творческие искания, эксперименты театра неизменно удостаиваются высшей театральной премии России - "Золотой маски" (2005 г. - "Ночь открытых дверей" по Диккенсу, 2006 г. - ремикс-опера "Figaro", 2007 г. - "Силиконовая дура"). Кстати, уникальность театра, а может - и секрет его творческого счастья, в том, что за три четверти века художественное руководство осуществляли всего три художественных лидера: Георгий Кугушев, Владимир Курочкин, начинавший при Кугушеве артистом, и Кирилл Стрежнев, который первые свои спектакли ставил при Курочкине.

 

И в актёрском составе - завидная преемственность и творческое сосуществование под одной крышей разных поколений. Похоже, театр вообще не знает, что такое текучесть кадров. Рядом с прославленными, титулованными и любимыми зрителем Галиной Петровой, Ниной и Алексеем Шамбер, Риммой Антоновой (список можно продолжать) уже давно заявило о себе среднее поколение - Павел Дралов, Сергей Вяткин, Светлана Кочанова, Владимир Смолин... А тут уже и "младшие" - с собственным голосом, куражом, талантом. Ещё не титулованные, но уже полюбившиеся - Мария Виненкова, Евгений Зайцев...

 

Накануне юбилея театр подсчитал: за три четверти века сыграно 32 тысячи спектаклей, которые посмотрели 28 миллионов зрителей! Впечатляет. Так же, как и количество премьер. "Круглый отличник" к своей круглой дате подошёл с круглым количеством постановок. Последняя премьера минувшего сезона, мюзикл "Екатерина Великая", был 500-й премьерой! Вряд ли юбиляр рассчитывал-подгадывал, но - получилось красиво. Правда, под занавес сезона зрители увидели ещё "Остров ЗА", спектакль-концерт. Так что можно считать: 500 плюс 1... В юбилейный год театр пошёл на новый рекорд.

 

Кстати, свои последние премьеры - "Екатерина Великая", "Свадьба Кречинского", "Силиконовая дура" - юбиляр представит в эти дни гостям и коллегам, а потом, суммируя впечатления, проведёт "круглый стол" "Новый спектакль-новый артист-новый зритель".

 

Вообще, до середины будущей недели все дни у виновника торжества расписаны по часам и заполнены с утра до полуночи (после просмотра спектаклей, в 22.00, - ещё творческие вечера, которые будут идти в Доме актёра). Днём же - серьёзные, профессиональные дебаты о тенденциях и проблемах жанра. "Оперетта и мюзикл как культурологическое явление", "Оперетта и мюзикл в современной России", "Музыкальный театр: время режиссёров", "Театр в Интернете", "Авторский взгляд на российский музыкальный театр", "Конкурсы молодых артистов как механизм профессионального роста" - эти и другие темы, начиная с сегодняшнего дня, будут обсуждаться в рамках Международного конгресса "Музыкальный театр: оперетта и мюзикл сегодня", который театр организовал, используя собственный юбилей как повод встретиться с коллегами со всей России и даже из-за рубежа (диалог о тенденциях жанра в современной Европе, например, будет вести интендант Оперы Лейпцига Анри Майер). Ей-богу, трудовые будни - праздники для нашего "круглого отличника"!

 

Вестимо, и он без проблем и трудностей не живёт. И готов обсуждать их на серии своих мастер-классов по мастерству актёра, вокалу и пластике. Но вот что любопытно. Нынешний, юбилейный сезон Свердловская музкомедия, как известно, начала с международного конкурса молодых артистов им. В. Курочкина, который проходит на её территории. В рамках конкурса тоже состоялись мастер-классы. Так вот, Кирилл Стрежнев, лауреат премии "Золотая Маска", народный артист России, главный режиссёр Свердловской музкомедии, заведующий кафедрой музыкального театра Екатеринбургского театрального института, профессор, рискнул представить коллегам своих учеников с первого (!) курса. Не побоялся, хотя ребята к тому времени занимались под его руководством всего несколько недель. И вот надо же, хотя на свой курс нынче К. Стрежнев принял талантливых ребят, даже не имеющих начального музыкального образования, то, что представили они в вокале и пластике, произвело впечатление на самых взыскательных мэтров. "У ребят глаза светятся, - говорила театральный критик, профессор, кандидат искусствоведения З. Казак. - Их тело уже чувствует музыку, ритм. За несколько недель у Мастера они уже стали другими...".

 

Так что не случаен - отнюдь не только праздный и праздничный - нынешний интерес всех и вся к Свердловскому театру музыкальной комедии. Со всей России, из Лейпцига и Будапешта сюда съехались профессионалы не только поздравить юбиляра. А - чтобы и поучиться у него.