ПРЕССА

"И превратились в белых журавлей": Владимир Курочкина

19 мая 2022, служба новостей портала, Портал "Культура Екатеринбурга"

https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/special_project_post/267

Истории о фронтовиках, которых помнит культура ЕкатеринбургаНедавно наш портал совместно с Агентством театральных дел выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив на серию концертов-погружений «Говорит Урал!».

В рамках этого проекта 22 июня мы проведем концерт, который станет данью памяти творческим работникам города, ушедшим на фронт во время Великой Отечественной войны и много сделавшим для культуры Свердловска-Екатеринбурга. Самые яркие истории об этих людях мы хотим рассказать в нашем спецпроекте. Герой сегодняшнего выпуска – народный артист СССР, художественный руководитель и главный режиссер Свердловского театра музыкальной комедии Владимир Курочкин.

Владимир Акимович Курочкин родился 7 мая 1922 года в Астрахани. В 1939-м он окончил Свердловское музыкальное училище имени П.И. Чайковского по классу фортепиано, а в 1946-м — студию Свердловского театра драмы. Между этими двумя этапами жизни случилась война, но о фронтовом прошлом Владимира Курочкина известно мало. Великая Отечественная застала Владимира Акимовича на Дальнем Востоке, где он проходил срочную службу. Там он служил в звании старшего сержанта в составе 255 строевой дивизии, с августа по сентябрь 1945 года, до окончания Второй мировой войны. Среди его боевых наград – медали «За Победу над Германией» и «За Победу над Японией», Орден Великой Отечественной войны I степени.В 1946 году, окончив драматическую студию, Владимир Курочкин пришел в Театр музыкальной комедии как начинающий актер. За следующие 17 лет работы на сцене он сыграл семьдесят ролей. «‎Во всех своих актерских работах Владимир Акимович отличался большой требовательностью к себе, вдумчивостью, хорошим вкусом», – пишет о нем в мемуарах актриса Свердловской музкомедии Мария Викс. Критики называли Курочкина «блистательным мастером острого рисунка роли» и прочили первенство в амплуа комика буффона. Но сам Владимир Акимович принял решение спуститься в зрительный зал и продолжить карьеру в качестве режиссера. Перед этим, в 1951 году, он успел окончить факультет журналистики Уральского университета им. А. М. Горького.В 1960 году Курочкин выпустил первый спектакль – «‎Мы большие друзья», а в 1961-м театр направил Владимира Акимовича в Москву, на Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Его дипломный спектакль «‎Севастопольский вальс», поставленный на Свердловской сцене, получил диплом первой степени на Всероссийском смотре театров. Было очевидно, что режиссура Владимира Курочкина так же талантлива, как и актерство, и в 1963 году коллектив Музкомедии выдвинул его на пост главного режиссера.  Курочкин мечтал сделать оперетту интеллигентной, избавить жанр от проявлений пошлости. Он давал актерам возможность сотворчества, учил мыслить на сцене, поощрял инициативы. Режиссер выбирал для спектаклей сильные либретто, искал авторов, помогал дорабатывать тексты, писал сам. Привлекал к сотрудничеству самых талантливых композиторов: Милютина, Мурадели, Баснера, Гладкова. Экспериментировал, проверяя жанр на гибкость и прочность.В 60-70 годы Свердловскую музкомедию называли «лабораторией советской оперетты», сцену завоевал и жанр мюзикла. Две трети спектаклей режиссера Курочкина шли с пометкой на афише «Первое исполнение в России». При нем коллектив театра в 1983 году был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а спустя три года получил звание Академического, первым среди театров «легкого жанра». На спектакли Курочкина зрители приезжали со всей страны. Среди наиболее известных постановок – «Девушка с голубыми глазами» Мурадели, «Рыцарь Синяя Борода» Оффенбаха, «Хелло, Долли!» Хермана, «Свадьба с генералом» Птичкина, «О, милый друг» Лебедева.Языком оперетты Курочкин рассказал и о Великой Отечественной войне в спектаклях «Черная береза» и «Вчера закончилась война» (за эту постановку Курочкин получил золотую медаль им. Попова). Сложно представить разговор на эту непростую тему в жанре музыкальной комедии, но режиссер стремился к расширению тематики и проблематики оперетты.У Владимира Акимовича было обостренное чутье на таланты. Он не только сохранил «звездный» коллектив, но и заполнил пустующие ниши, объезжая выпускные спектакли по всей стране и рекрутируя потенциальные таланты. Режиссер Курочкин был одинаково требователен и внимателен ко всем участникам труппы, умел создать комфортную обстановку. «Когда он вальяжной походкой заходил в театр, – вспоминает народная артистка России Надежда Басаргина, – заполнял все пространство светом и теплом, которое шло от него». Актеры называли его «папой».Так, Владимир Курочкин служил в Свердловском театре музыкальной комедии 40 лет. Из них 23 года в качестве главного режиссера, за это время из-под его руки вышло более 50 спектаклей.С 1965 года Курочкин преподавал в должности профессора и заведовал кафедрой музыкальной комедии в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. С 1970-го входил в состав центрального Правления Всесоюзного театрального общества, с 1983-го возглавлял его Свердловское отделение. В 1986-м Курочкин продолжил карьеру в Москве, до 1988-го являлся главным режиссером Московского театра оперетты, до 1990-го преподавал в ГИТИСе и Московском музыкальном училище им. Гнесиных. Вернувшись на Урал, Владимир Акимович стал художественным руководителем и главным режиссером Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Всего в России и за рубежом он поставил более 100 спектаклей и телефильмов. Скончался Владимир Акимович Курочкин 19 марта 2002 года в Москве. Похоронен в Екатеринбурге на Широкореченском кладбище.В 2013 году на южном фасаде здания Свердловского академического театра музыкальной комедии открылась мемориальная доска В.А. Курочкина со словами режиссера: «Наш театр родился из желания оказаться созвучным времени…».В текущий момент на площадке Свердловской музкомедии открыта фотовыставка в честь 100-летия со дня рождения Владимира Курочкина.  

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!