ПРЕССА

«И превратились в белых журавлей»: Николай Бадьев

28 апреля 2022, информационная служба сайта, Портал "Культура Екатеринбурга"

https://культура.екатеринбург.рф/special_projects/item/14?ysclid=l2k532327b

Истории о фронтовиках, которых помнит культура ЕкатеринбургаНедавно наш портал совместно с Агентством театральных дел выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив на серию концертов-погружений «Говорит Урал!». В рамках этого проекта 22 июня мы проведем концерт, который станет данью памяти творческим работникам города, ушедшим на фронт во время Великой Отечественной войны и много сделавшим для культуры Свердловска-Екатеринбурга. Самые яркие истории об этих людях мы хотим рассказать в нашем спецпроекте. Второй герой – артист Свердловского государственного академического Театра музыкальной комедии Николай Федорович Бадьев.Свердловский театр музыкальной комедии — Культура УралаНиколай Федорович Бадьев родился 25 января 1922 года в Петрограде. Его отец работал токарем на заводе Красный Путиловец (ныне – Кировский завод), и в 16 лет Николай сам стал трудиться на этом предприятии. Проработал он здесь недолго – летом 1941-го девятнадцатилетний Николай Бадьев добровольцем уходит на фронт в составе 128 стрелковой Краснознаменной дивизии. Сотрудники Театра музыкальной комедии пишут, что на фронте на Бадьева легла серьезная ответственность: он был разведчиком и командиром взвода. Николай Федорович Бадьев был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За отвагу».За время Великой Отечественной Бадьев семь раз был ранен. Коллега по театру, заслуженный артист Российской Федерации Иван Филоненко вспоминает, что на руках Николая Федоровича сохранились отметины от последнего, самого тяжелого случая. После этого серьезного увечья Бадьева эвакуировали в госпиталь в Свердловск. Этот город стал ему новым домом, здесь раскрылся творческий потенциал будущего артиста. По воспоминаниям коллег, решение заняться сценическим искусством профессионально Бадьев принял именно в госпитале. В 1943-м Николай Федорович входил в состав Хоровой капеллы Свердловской филармонии. Она была создана летом 1943-го и просуществовала до 1958-го. Образовательная траектория Николая Бадьева сложна и разнообразна: в 1944 году он поступает в Уральскую консерваторию. Однако в тот же год он меняет вектор обучения и поступает в совершенно новую и уникальную в своем роде институцию – первую в стране профессиональную Школу киноактера, созданную в 1944-м при Свердловской киностудии художественных фильмов. Научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук Дарья Ряпусова пишет о сложнейшем конкурсе на поступления и высочайшей конкуренции среди абитуриентов: на 20 вакантных мест было подано более 500 заявлений, в итоге после трех отборочных туров на первый (и единственный) выпуск Школы было зачислено 12 человек, и Николай Федорович стал одним из них. В 1947-м он закончил обучение и в течение двух лет снимался в кино. Потом три года был солистом Ансамбля песни и пляски Уральского военного округа, а в 1952-м пришел в Свердловский театр музыкальной комедии. Николай Бадьев | Свердловский государственный Академический театр музыкальной комедии - ЕкатеринбургВ Свердловском государственном академическом Театре музыкальной комедии Николай Федорович Бадьев проработал более сорока лет, сыграл около 120 ролей. «В короткий срок Николай Бадьев сумел стать одним из ведущих комедийных, характерных актеров прославленной труппы», – пишут на сайте театра. Николай Федорович успешно справлялся с самыми сложными актерскими задачами – случалось, что в одних и тех же спектаклях Бадьев играл роли персонажей-антагонистов. Так, в оперетте «Свадьба в Малиновке» Бадьев исполнил и роль Андрейки – тихого, кроткого, романтично-влюбленного жениха главной женской героини Яринки, и роль ‎Попандопуло – правую руку вожака бандитской шайки. Попандопуло в прочтении Бадьева был таким, как его задумал композитор Борис Александров: нелепым до гротескности, раздутым от собственной важности и преданности хозяину. Оперетта «Принцесса цирка» идет на сцене театра до сих пор. Когда-то Бадьев играл в нем метрдотеля Пеликана. Важное значение в творческом наследии Бадьева принадлежит роли Ревунова-Караулова в водевиле «Свадьба с генералом», написанном советским композитором Евгением Птичкиным, либретто – Кима Рыжкова по мотивам произведений Антона Павловича Чехова. Заложенный авторами постановки мотив юмора и смеха Бадьев перевернул, подчеркнул остроту и боль одинокого старика, его генерал вызывал глубокое сочувствие.  «У Николая Бадьева была своя творческая манера, сочетающая лирическую мягкость с гротеском, юмор с эмоциональными нюансами. Его положительные персонажи всегда полны тепла и обаяния, а враги – умны и опасны. Поиски точного, жизненно верного характера – основное, что волновала этого актера в каждой новой роли», – пишет театровед Юлия Матафонова.Николай Бадьев -Многие спектакли, в которых участвовал Николай Федорович, на сцене Театра музыкальной комедии сейчас не идут. Но актера можно увидеть в любой момент – нужно только включить всем известный и всеми любимый фильм режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». В картине 1969 года Бадьев исполнил роль Лебедева, хранителя музея. Николай Бадьев -Владимир Яковлевич в 1948 году закончил актерское отделение Свердловского театрального института, три года работал в Свердловской киностудии, с 1955 года был главным режиссером Свердловского театра юного зрителя, здесь они познакомились с Бадьевым. Во время съемок «Белого солнца пустыни» Николаю Федоровичу было всего 46 лет, но в роли очень пожилого человека он выглядит убедительно и органично. В фильмографии Бадьева 18 фильмов, в том числе – легендарная «Угрюм-река» режиссера Ярополка Лапшина. Николай Бадьев - актёр - фильмография - Угрюм-река (1968) - российские актёры - Кино-Театр.РуНиколай Федорович Бадьев умер в 1993 году. Его последним спектаклем стал «О бедном гусаре замолвите слово». Актер похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.

Материалы для публикации предоставлены Свердловским государственным академическим театром музыкальной комедии. Благодарим Марию Борисовну Милову, специалиста по связям со СМИ, за помощь в подготовке статьи.   В тексте использована информация следующих источников:https://www.muzkom.net/persons/badev-nikolayhttps://ural-kp-ru.turbopage...  
 —
 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!