ПРЕССА

Екатеринбургский фестиваль "На грани"

18 декабря 2013, Лариса Барыкина, www.dancerussia.ru

 Фестиваль в этом году проводился в 5-й раз, и многие поспешили поздравить нас с юбилеем. Дата, конечно, некруглая, и вряд ли стоит о ней особо говорить. Но добрались мы до этой цифры как-то незаметно быстро. Фестиваль задумывался как бьеннале, раз в два года, но почти сразу стало понятно, что за 2 года происходит так много событий, что свежесть их теряется. Поэтому фестиваль – ежегодный, но формат меняется. По нечетным годам, как сейчас, мы проводим крупный пятидневный международный фестиваль, по четным – более камерный формат.

Концептуально "На грани" – фестиваль, который проходит в нашем городе, а значит – на границе континентов и собирает не только чисто танцевальные спектакли, но и эксперименты на пересечении разных творческих практик, полижанровые и мультидисциплинарные проекты. Отсюда название. Главная особенность – наше нежелание загонять российский contemporary dance в рамки каких-либо клише и стандартов, определять границы жанра и огораживать территорию флажками. Нет, в Екатеринбурге выступали, и будут выступать труппы и хореографы широкого спектра танцевальных стилей. Фестиваль "На грани" мыслится как встреча-диалог, возможно, полемически разных взглядов на само понятие – современный танец. Поэтому у него всегда насыщенная офф-программа, и важное место в ней, кроме образовательных моментов, занимает Дискуссионный клуб, ежевечерние встречи профессионалов, практиков, журналистов и студентов. В России немало фестивалей молодежных танц-коллективов, но наш форум – принципиально для профессиональных компаний и трупп, в основе показа – крупная форма, театральные постановки. И мы не делаем конкурс. Пока, во всяком случае.

Программа нынешнего года была адресована, прежде всего, любителям новизны. Не имея больших финансовых возможностей для приглашения крупных хореографических компаний мирового топ-уровня, фестиваль берет на себя смелость показывать премьеры, как известных, так и начинающих российских трупп, заказывать новые спектакли и предоставлять сцену для их первого представления и даже обеспечивать их дальнейший прокат. Так что наш девиз – эксклюзив. В этом году было показано около десятка премьерных спектаклей, и 6 первых показов, т.е. мировых премьер!

Екатеринбуржцы встретились с дебютантами фестиваля: литовским Arts Printing House ("Сон Саламандры" Лореты Юодкайте), а также известной в России и за ее пределами танц-компанией Диалог Дан из Костромы. Афиша "На грани", так или иначе, формирующаяся под влиянием современного театрального процесса, в этот раз была маркирована признаками культурной глобализации. Российский современный танец с разной степенью успешности интегрируется в международный контекст, результаты этих взаимосвязей в виде совместных проектов и копродукций и представлены в программе. "Провинциальные танцы" вновь работали с полюбившимся им голландским дуэтом Гребена-Ивги ("Забыть любить"). "Балет Евгения Панфилова" впервые постигал азы импровизации вместе со швейцаркой Рафаэле Гиованола ("Swan"), а с помощью Александра Азаркевича вслушивался в поэтику современного польского мироощущения ("Lux Aeterna"). Испанец Молина по-настоящему был вдохновлен мощью и внутренним конфликтом мужского дуэта компании Диалог Данс ("Code unknown"), американец Эдди Окампо в Челябинске вместе с проектом VirtuS размышлял на социально значимые темы ("Трансгрессия").

В диалог все чаще вступают не только страны и ментальности, но и театральные виды и жанры, заставляя изумляться результатам взаимопроникновения. На фестивале были представлены работы в прямом смысле «на грани»: например, кукольного театра нескольких видов (известная француженка Эмили Валантен) и contemporary dance. С программой миниатюр Dance-платформы, своего нового проекта, в фестивале впервые участвовала екатеринбургская академическая балетная труппа. В тренде многих работ – актуальная проблематика, инспирированная сложно постигаемой действительностью. К примеру, новые работы екатеринбургской компании "Окоём" и театра "Провинциальные танцы" – о дефиците человеческих коммуникаций и нехватке простых эмоций, порожденных интернет-зависимостью. А челябинский театр современного танца Ольги Поны ("Погружения и всплытия") и эстонский FINE 5 ("Мандала") окунули зрителей в метафизические глубины, заставляя испытавать медитативные магические ощущения.

Фестивальная программа включала также ежевечерний Дискуссионный клуб, несколько перформансов, представленных на несценических площадках.

Учредителями фестиваля "На грани" выступают Министерство культуры Свердловской области, Театр музыкальной комедии и СТД России.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!