НОВОСТИ
05 июня 2010

БЫТЬ АКТРИСОЙ - БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4 июня 2010 года - юбилей у Риммы Александровны Антоновой-Жердер! Это имя знакомо и тем, кто застал эпоху Владимира Курочкина и знаком с её Клавой («Беспечного гражданина») или Царицей («Царица и велосипед»), и нынешним зрителям, которые легко вспомнят Аделину в настоящем («Чёрт и девственница»), графиню Божену («Графиня Марица»), Каролину («Принцесса цирка»), Семёновну («Бабий бунт»), Римму («Парк советского периода»).

Для Риммы Антоновой звание народной артистки России - не пустая формальность, а подтверждение талантом и трудом заслуженного статуса. За 45 лет работы в Театре она не раз доказала своё право на зрительскую любовь. Её героини всегда обаятельны, энергичны, жизнерадостны, они всегда «в жанре». Много лет она профессионально покоряет зрительские сердца - и преданная публика всякий раз встречает свою любимицу аплодисментами?

 

 

 

Какие ощущения у юбиляра после начала празднования? Ведь Ваша и без того обожаемая зрителями мадам Каролина в посвящённой Вашему празднику «Принцессе цирка» 3 июня в очередной раз покорила публику?

Юбилей - это, по-моему, самый обычный День Рождения. Поэтому каких-то особенных эмоций нет. Безусловно, приятно, что бенефисная «Принцесса» была теплее, чем обычно. Наверно, во многом потому, что пришли зрители, которые хотели увидеть и поздравить именно меня. Раньше мы с Эдуардом Борисовичем Жердером на юбилеи устраивали бенефисы - «вечера несыгранных оперетт». Теперь его нет, и я отмечала юбилей в одной из любимых ролей.

Но празднование ведь только начинается. Ведь 15 июня - Ваш юбилейный творческий вечер, с участием не только коллег из родного театра, но и московских гостей. Кстати, почему для концерта выбрано название «Исповедь актрисы»?

Это слова из песни: «на сцену, как на исповедь, к вам выхожу». Куплеты старого актёра из спектакля «Старые дома». А, во-вторых, это действительно исповедь. Перед кем? В первую очередь, перед зрителями. Ведь для нас, актёров, зритель - это всё.

В одном из спектаклей родного Театра есть роль «имени Вас». Ваша героиня из «Парка советского периода» - Римма Александровна или просто Риммочка - это всё-таки символ жанра или Вы сами?

Во многом это, конечно,  жанровая роль, но жизненной правды там не меньше. Ведь когда-то у нас с Эдуардом действительно было по семь концертов в день. И мы действительно просили пропустить нас первыми, хоть и не все нам уступали. Дошло до того, что во время нашего концерта в какой-то организации Эдик, несмотря на мои отчаянные попытки отговорить его, взял в кабинете директора форму какого-то документа вроде пропуска - и от имени директора нашего театра Вяткина и главного режиссёра Курочкина собственноручно написал приказ пропускать нас первыми на любом концерте. И ведь помогало! А Курочкин, узнав об этой проделке, только рассмеялся.

Сколько воспоминаний! Вы случайно не планируете взяться за театральные мемуары?

Честно говоря, я не считаю себя тем человеком, чьи мемуары будут действительно интересны. Если бы я и хотела написать, то только об Эдуарде. Он был очень талантлив. Как сказал Курочкин, когда Эдик получил звание народного артиста: «Что о нём говорить? Да он родился лицедеем! Другого и быть не могло!»

Ваших героинь встречают аплодисментами, а бис почти всегда неизбежен. В чём секрет такого успеха у зрителей?

Я даже и не знаю. Просто я люблю зрителей и получаю любовь в ответ. Я делюсь с ними своей энергией, а они «заряжают» меня. Может быть, они просто чувствуют, насколько я люблю сцену. Хотя волнуюсь всегда как в первый раз, как будто за спиной нет стольких лет работы в театре. И вспоминаю свой первый выход, ещё в Оренбургском театре, когда я дрожала и думала: «Зачем мне это нужно? Зачем? Чтобы каждый раз так волноваться? Да я лучше уйду! Лучше на завод?» А потом выходила на сцену и про волнение забывала. Сцена очень помогает. Я получаю удовольствие от каждого образа - не имеет значения, ведущая ли это роль или крохотная, проходная.

Секрета успеха у меня нет. И теории никакой нет. Я просто очень люблю зрителей. И это не просто слова. Я стараюсь ничем не обидеть зрителей: ни внешним видом, ни поведением, ни словами. Я считаю, что актрисе и на улицу нельзя выходить в чём попало - надо всегда помнить о зрителях и уметь не оскорбить их взгляд даже в повседневной жизни. Быть актрисой - это большая ответственность.

В Вашем не столь давнем номере-дуэте с Александром Копыловым Ваша героиня блестяще названа «молодежью другого поколения». То, что Вы молоды душой и полны энергии, очевидно и в подтверждении не нуждается. А как сегодня живётся в театре молодёжи Вашего поколения и как у Вас складываются отношения с молодёжью двадцать первого века?

В театр приходят очень талантливые ребята, они молодцы, очень хорошо работают. А вот «молодежи другого поколения», конечно, туговато. Ведь мы привыкли быть занятыми, постоянно работать. Для актёра главное - выход на сцену. Мне всегда не хватало сцены, даже когда было много ролей - хотелось ещё! И Эдик такой же был. Работать, работать и работать! Ведь было время я, когда он был занят в каждом спектакле: он словно талисман был у Курочкина - на пару с Ниной Александровной Энгель-Утиной.

А как  отношения с младшим поколением семьи Жердер? Ведь дочь Жанна с супругом и сыном в Москве, а Вы здесь - тяжело, наверно, когда близкие так далеко?

Да, часто видеться не получается, но зато мы каждый день разговариваем по телефону. С Жанной и с внуком Серёжей, с Герардом. У меня два шпиона - Серёжа и Герард: если Жанна что-то и не расскажет, то эта парочка всегда всё выложит. Скоро они приедут - словно подарок к юбилею. Серёжа там уже дни считает, говорит: «Бабуля, я так по тебе скучаю. Знаешь, я беру нашу фотографию, ту, где мы с тобой вместе, и смотрю на тебя, смотрю?»

У нас с Серёжей полное взаимопонимание. Даже когда обижаемся друг на друга. Однажды я рассердилась на него и сказала, что больше не буду с ним разговаривать. Пытался он обратить на себя внимание, звал меня, но я о своём обещании помнила. И вдруг он сказал: «Бабуль, ну прости - ты ведь сама говорила, что надо забывать плохое».

Обязательно забывать?

Конечно. Зачем его хранить? Плохое нужно забывать - ведь так легче жить.

  

 

Беседовала Дарья Аксёнова

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!