Петр Иванович Горбунов

главный дирижёр

 

Так получилось, что режиссер Владимир Курочкин и дирижер Петр Горбунов начали творческий путь в качестве постановщиков почти одновременно. Курочкин, до этого яркий характерный актер, свой первый спектакль «Мы большие друзья» В. Казенина поставил в 1960 году, а в 1961-м театр направил его учиться на Высшие режиссерские курсы в Москву. Его дипломный спектакль - «Севастопольский вальс» К. Листова сразу же стал событием, получил диплом первой степени на Всероссийском смотре театров 1962 года.

В 1961 году в театр пришёл молодой дирижер Петр Иванович Горбунов (1924-2000). Его второй работой на свердловской сцене был как раз «Севастопольский вальс», в ходе постановки которого два близких по пониманию искусства молодых художника нашли друг друга.

Петр Горбунов успел повоевать в годы Великой Отечественной войны. Затем закончил Уральскую государственную консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования. Ученик профессора Марка Павермана, он сформировался в музыканта высокой культуры, хорошего вкуса, которому была подвластна трактовка самых сложных партитур. Эти качества он сполна проявил в театре, куда пришел сначала очередным дирижером (1961), а с 1971 года стал главным дирижером коллектива. В этой должности Петр Горбунов проработал до 1991 года.

И если первые свои спектакли («Вольный ветер», «Кварталы Парижа», «Донья Жуанита», «Девичий переполох») Горбунов ставил вместе с режиссером Львом Невлером, то вскоре начинает работать исключительно с Курочкиным.

Прежде всего, это была современная тема, которую несла с собой новая плеяда драматургов и композиторов. Такие спектакли двух мастеров, как «Требуется героиня» (1969), «Полярная звезда» (1974) с музыкой Баснера, «Пусть гитара играет» О. Фельцмана (1975), заняли важное место на афише театра. Второй линией совместного творчества стали постановки классики, в том числе редко идущих, а то и вовсе незнакомых нашей публике произведений: «Рыцарь Синяя Борода» Ж. Оффенбаха (1978), его же «Путешествие на Луну» (1981), кальмановский «Цыган-премьер» (1982). И наконец, эксперименты по созданию отечественных мюзиклов, оказавшиеся более, чем успешными. Можно сказать, что такие спектакли, как «Свадьба с генералом» Е. Птичкина по А. Чехову (1981) и особенно «О, Милый Друг!» В. Лебедева по Ги де Мопассану (1982), стали вершинными в творчестве обоих мастеров, шагом вперед в развитии театра этого жанра.

Бесспорная заслуга Петра Горбунова как музыкального руководителя коллектива - в создании разнообразной музыкальной палитры театра, привлечении к творческому сотрудничеству лучших композиторских сил. При этом со многими композиторами эти контакты были длительными, основанными на близости позиций друг друга и стали основой для создания ярких, запоминающихся спектаклей.

О Горбунове говорили: «Он создан для оперетты!» Он и действительно всем своим существом чувствовал этот жанр, его легкость, изящество, красоту и, дирижируя, словно бы таял и растворялся в мелодии. Его артистизм покорял зал, создавал у публики особое, возвышенное настроение, ничуть не мешая, однако, высокой требовательности дирижера к оркестру и вокалистам.

Тексты Ирины Риф («Свердловский театр музыкальной комедии»)

и Юлии Матафоновой(«Портретная галерея театра»)