Николай Фёдорович Бадьев

 

Творчество Николая Федоровича Бадьева (1922-1993) — одна из заметных страниц истории Свердловского театра.

На сцену он пришёл не сразу. Уроженец Петрограда, трудовую деятельность, как и отец, начал токарем на Путиловском заводе в 1938 году. В июне 1941-го добровольцем ушёл на фронт, был разведчиком, командиром взвода. После тяжёлого ранения в декабре 1941-го попал в госпиталь в Свердловск, с этих пор и считал себя уральцем. Здесь в 1943-33 годах был артистом капеллы Свердловской филармонии, параллельно поступив в Уральскую консерваторию. Затем перешёл в открывшуюся при Свердловской киностудии школу киноактёра (окончил её 1947 году).

На стыке 1940-х и 1950-х Бадьев — артист кино, солист ансамбля песни и пляски Уральского военного округа, а с 1952 года — солист Свердловского театра музыкальной комедии, где за 40 лет сценической жизни сыграл около 120 ролей. В короткий срок Николай Бадьев сумел стать одним из ведущих комедийных, характерных актёров прославленной труппы.

Николай Бадьев уже спел Сергея Стояна в «Марийкином счастье» и Васю в «Самом заветном», когда Георгий Кугушев решил поручить ему роль Павла Первого в музыкальной комедии «Дочь фельдмаршала». Это была удача, и за ней последовали новые пробы и новые эксперименты.

Николай Бадьев — актёр разноплановый. На его долю не раз выпадала трудная задача — в одном спектакле играть две роли, причем диаметрально противоположные.

Две роли он играет в «Свадьбе в Малиновке». Его Андрейка — застенчивый неуклюжий украинский паренёк — ничем не напоминает чрезвычайно смешного в своей нелепости, гротесковыми красками выписанного Попандопуло. В спектакле «Огоньки» Бадьев играл тёмного, неграмотного парня Володьку, пришедшего в город на заработки, и хозяина этого Володьки — паука и кровопийцу, владельца чайной Богомолова. В «Вольном ветре» Николай Бадьев — матрос Фома — такой, на первый взгляд, прозаический, в сравнении со своим другом, фантазёром-романтиком Филиппом, но с каждой минутой всё больше раскрывающий глубины своей бескорыстной доброй души. И в этом же спектакле Бадьев — Одноглазый, сыщик, к которым матрос Фома вступит в непримиримую борьбу.

Его можно было увидеть и в образе жестокого и хитрого атамана Жмыха («Пламенное сердце», и в роли чудаковатого, забитого жизнью, но трогательно преданного родине и друзьям Крыжана («Где-то на юге»), и в образе опустившегося, но добродушно безобидного Пеликана («Принцесса цирка»). К числу самых важных ролей в его творческом списке принадлежит Ревунов-Караулов в «Свадьбе с генералом» Е. Птичкина (1981), где монолог не оправдавшего надежд мещанской компании свадебного генерала вызывает отнюдь не улыбку, а горечь и стыд за людей, способных унизить беззащитного старика. Именно этот монолог становился высшей эмоциональной точкой спектакля.

У Николая Бадьева была своя творческая манера, сочетающая лирическую мягкость с гротеском, юмор с эмоциональными нюансами. Его положительные персонажи всегда полны тепла и обаяния, а враги — умны и опасны. Поиски точного, жизненно верного характера — основное, что волновала этого актёра в каждой новой роли.

Текст Юлии Матафоновой («Портретная галерея театра»)