Актерские байки

Заслуженная артистка России Полина Емельянова очень внимательно относилась к любой, даже небольшой роли. Однажды с ней произошел такой курьезный случай.

Мы приехали с концертом на завод. Полина Александровна играла Гапусю в номере из "свадьбы в Малиновке" Б.Александрова. Она тщательно загримировалась: сняла с сея жизненный "марафет", сделала "поросячьи" глазки, старческие морщины, повязала косыночку - одним словом - старушка... Закончилась торжественная часть, директор клуба и рабочие заметались по сцене, убирая столы и трибуны перед концертом. В суматохе директор натолкнулся на Емельянову, которая стояла за кулисами и "входила в роль".

- Бабка! ? взревел директор, - Чего ты тут стоишь?! Иди подметай сцену!

 

(нар. арт. России Виктор Григорьевич Сытник)

 

***

Однажды новый рабочий сцены стоял в уголке сцены и смотрел "Фраскиту". В самый патетический момент, когда Фраскита зовет на помощь своего друга и кричит "Себастьяно!", на сцену выскочил этот монтировщик, фамилия которого по случайному совпадению оказалась Себастьянов?

 

(засл. работник культуры России Георгий Михайлович Энгель)

 

*** 

Однажды для записи телевизионной передачи потребовалось записать фонограмму. Об этом сказали концертмейстеру Татьяне Ивановне Ганевой, которая ни малейшего представления не имела об этом чуде техники. Бабе Тане (так мы её называли между собой) было много лет - выпускница Смольного института, она ещё девочкой ездила в Париж.

- Баба Таня, вы поможете мне записать фонограмму? - обратился к ней солист театра Семен Духовный.

- Сеня, - услышал он в ответ, - всё у тебя есть: квартира, машина, теперь ещё и фонограмму подавай!

 

(нар. арт. России Римма Александровна Антонова)

 

***

Мы были на гастролях в Сочи. Шел спектакль "Черный дракон" Д.Модуньо, имевший огромный успех. Вечерами нарядные толпы курортников осаждал театр, а те, кому не удавалось попасть на вечерние спектакли, приходили на утренние вместе с детьми. В финале моего героя Трепло убивали. Однажды во время утреннего спектакля я произносил проникновенный монолог: "Я много раз умирал на сцене, а сегодня умираю ещё раз?", и в этот драматический момент в звенящей тишине зала раздался чистый детский голосок: "Мама, он умирает!" Сцена продолжалась, а отчаянный детский голосок всё выкрикивал: "Мама, он умирает!" Все находящиеся в зале дети начали волноваться и всхлипывать. Сцена завершилась пронзительным детским воплем: "Мама, он умер!", который был подхвачен и другими детьми.

Мои партнёры стояли спиной к залу, и им было проще, чем мне, скрыть смех: моё лицо было обращено к зрителю, а ведь покойники не смеются...

 

(нар. арт. России Эдуард Борисович Жердер)

 

***

Однажды я пригласил на спектакль своих знакомых, которые до этого никогда не бывали в театре. Шёл мой любимый спектакль "Тётка Чарлея" О.Фельцмана. В роли Бабса, проходя по сцене, я приподнял шляпу в сторону своих гостей и в ответ на моё, по тексту роли "Здравствуйте", услышал громкое и радостное "Здравствуй, Витя!"

 

(нар. арт. России Виктор Григорьевич Сытник)

 

***

На Центральном телевидении шла съемка нашего спектакля "Бременские музыканты", где я играл роль Осла. У меня был соответствующий грим и длинные уши. Оператор, ведущий съёмку, не знал наших фамилий и распоряжался примерно так:

- Курица, подойдите к столу, петух, встаньте там?

Я, очевидно, выглядел посолидней других, и, посмотрев на меня, он запнулся:

- Извините, артист, который Осёл, прошу вас?

 

(засл. работник культуры России Георгий Михайлович Энгель)

 

***

В эпизоде из "Разбойников" Ж.Оффенбаха артист, играющий молодого атамана, должен был сказать старому разбойнику: "Молчи, дурак!", но... забыл эту фразу. Возникла тягучая пауза. Анатолий Маренич решил подсказать и зашептал: "Молчи, дурак!" Артист совсем растерялся и замолк окончательно. После спектакля удивленный Маренич поинтересовался о причине молчании коллеги. Тот огорченно ответил:

- Вы же сами сказали: "Молчи, дурак!"

 

(артистка оркестра Зоя Прокопьевна Ковалевская)

 

***

Как-то в театре был вечер по произведениям Имре Кальмана  "Кальманиана". Все примадонны в театре, как правило, спускаются по лестнице. Дирижировал тогда Евгений Колобов, у него теперь свой театр в Москве. А мы до этого ездили записываться на телевидении. Все  брали с собой клавиры. А потом просто забыли привезти их обратно. Ну и вот: Сеня Духовный спускается по лестнице, а я должен ему спеть: "Тебя я видел много раз во сне..." А Женя Колобов показывает крест из рук на груди и шепчет: "Сеня, нот нет". Тот глянул так спокойно и ушёл за кулисы...

 

(нар. арт. России Эдуард Борисович Жердер)

 

***

Как-то раз в театр приехал знаменитый критик Л.Л.Жукова, она смотрела спектакль "Нитуш" Ф.Эрве, в котором был такой эпизод: герой бегал по сцене в поисках любовницы и, не найдя её, со злости пинал корзину.

В этот вечер он так ударил корзину, что она взлетела вверх и зацепилась за что-то, а когда артист пошёл обратно, корзина упала ему на голове.

На обсуждении спектакля Жукова Л.Л. была в восхищении:

- Вот это трюк! Так могут сделать только в Свердловской музкомедии!

(засл. работник культуры России Георгий Михайлович Энгель)

 

***

Народная артистка России Мария Густавовна Викс пела Розалинду в "Летучей мыши" И.Штрауса. "Адель!" - позвала она служанку, выходя на сцену. Адель в это время примеряла новой платье хозяйки и, испугавшись, мгновенно спряталась в коробку. Разгневанная Розалинда вышла на середину сцены и каблуком туфли зацепила за тюль, укрепленный на одной их колонн. Бутафорские колонны стали падать на Розалинду, вот-вот упадут, зал замер в ужасе. Викс попробовала поставить их на место, но безуспешно - колонны стали крениться в разные стороны, в зале послышался смех. Но Мария Густавовна не растерялась и с возмущением отчитала вывалившуюся из коробки Адель:

- Ну, где ты ходишь? Весь дом почему-то разваливается.

(артистка оркестра Зоя Прокопьевна Ковалевская)

 

***

Произошло это в спектакле "Поцелуй Чаниты" Ю.Милютина. В те давние годы в моде был аляповатый грим с наклеенными носами и усами. Я играл сыщика Кавалькадоса, сделал себе большой заостренный нос. Моей партнершей, играющей монахиню, была интересная комическая актриса, у которой был тоже очень выразительный грим. Только нос её был широкий и плоский.

Я бегал по сцене, приглядывался и принюхивался ко всему, старательно изображая сыщика, и буквально натолкнулся на монахиню, которая воскликнула:

- Кто ещё здесь?

Наклоняясь к ней, бесстрашно отвечаю:

- Я!

и в этот момент пронзаю своим острым носом её мясистый и широкий, который отклеивается и присоединяется к моему. Я растерянно стою на сцене с двумя носами...

Зал взорвался хохотом, занавес пришлось закрыть...

(засл. работник культуры России Георгий Михайлович Энгель)

 

***

Однажды в театре шёл спектакль "Тарас Бульба". Идёт финальная трагическая сцена, когда поляки привязывают Тараса Бульбу к дубу и сжигают. В этот момент занавес должен был закрыться. Но занавес то ли заело, то ли его просто забыли закрыть. Так Тарас и ушёл со сцены с дубом на спине.

 

(нар. арт. России Эдуард Борисович Жердер