ПРЕССА

Ван Гог станцует

30 ноября 2011, Ирина Вольхина, "Школа театральной критики" при Доме Актёра

Третий международный фестиваль современного танца "На грани" завершился. Екатеринбург-танцевальный всё более уверенно заявляет о себе, как о российской столице contemporary dance. Доказательством тому служит программа третьего фестиваля: из двух десятков названий восемь - премьеры. Спектакль московского Театра-студии современной хореографии "Едоки" стал четвертой премьерой фестиваля и одним из наиболее значительных его событий.

"Каждый, кто рискует выйти в открытое море, должен пройти через период тревог и блужданий на ощупь". Цитата Ван Гога - единственная вербальная "подсказка", на которую решилась хореограф-постановщик спектакля Екатерина Кислова, прежде, чем представить зрителю наполненный текстами и подтекстами спектакль.

Буквальных цитат из произведений нет. "Едоки" навеяны живописью и личностью художника. Те, кто "зацепившись" за название, возьмутся проводить параллели, выискивать в спектакле сюжеты великого постимпрессиониста, скорее всего, разочаруются. Одна из критиков обронила: "Не хватило крестьянского, грубого, простого, - свойственного Ван Гогу". Раннему Ван Гогу всё же. К тому же известная свобода в прочтении спектакля, которую предполагает современный танец, предполагает также и множество трактовок. Художественный мир Ван Гога в "Едоках" Кисловой, скорее, - материальность, осязаемость, насыщенность действия (постимпрессионисты стремились к обобщенной передаче материальности мира). Преимущественно мрачное световое решение "Едоков" перекликается с тёмными живописными "Едоками картофеля". Да ещё на плакате к спектаклю (представленному в программке, но не реализовавшемуся в спектакле) считывались "маячки": подсолнухи, старинная лампа, деревянные стулья...

Насыщенность спектакля, прежде всего, связана с хореографией. Практически все время (спектакль длится сорок пять минут) все пять танцовщиков - на сцене. Порой они образуют мощный, распираемый одним стремлением единый организм, порой - непримиримое противостояние двух сил. Точеная, выверенная пластика - органичная составляющая глубоко философских размышлений о жизни, смерти, потере, поиске, преодолении самого себя. Однако совершенно особенную красоту эти точеные движения и позы обретают в бытовых сценах. Более элегантной, стильной и вместе с тем более убедительной кабацкой попойки в театральном пространстве вспомнить с ходу непросто.

Стиль - пожалуй, именно тот термин, которым в одно слово можно охарактеризовать "Едоков". Стильная пластика. Стильный свет. Стильная вещная составляющая. Доски. Колесо. Плащи. Кружки. Переизбыток вещности... Каждый предмет введен, чтобы продлить движение, заострить акценты. За каждым - второй, третий... смыслы. Насколько задача воплощена на сцене? Вечный символ движение, развития - колесо - запускает действие. Доски за время спектакля предстали и столом, и "бетонной", непреодолимой, сдерживающей развитие стеной, и шатким мостком, и последним пристанищем человека... Использование каждого предмета в танце каждый раз очень обстоятельно объяснено пластикой и драматургией.

В Екатеринбурге "Едоки" впервые вышли "в свет". Спектакль приняли тепло и критики, и зрители. Первые отметили глубину затрагиваемых тем и качество исполнения (пожелав спектаклю, тем не менее, дальнейшего развития). Вторые - эмоциональность и нерв танцовщиков. 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!