ПРЕССА

Екатерина Крымская

13 сентября 2014, Анна Капустина, "Крымское эхо"

Так можно назвать российскую императрицу Екатерину II. Именно она, бывшая немецкая принцесса, став российской императрицей много сделала для своей новой родины. Внешняя политика при ней была направлена на укрепление роли России в мире и расширение её территории. В том числе, в годы царствования Екатерины, произошло первое присоединение Крыма. Случилось это в далеком 1783 году, между очередными кровопролитными Русско-турецкими войнами и после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

И именно со спектакля «Екатерина Великая» впервые в Крыму начинает свои гастроли Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии.

И то далекое событие перекликается с результатами «Крымской весны» и находит горячий отклик в сердцах крымчан. Перед спектаклем крымчан приветствует свердловский ансамбль «Изумруд», проводится викторина с подарками. Зал Украинского театра был переполнен зрителями. Даже в проходах стояли дополнительные стулья.

Кто называет спектакль «Екатерина» мюзикл-оперой, кто историческим блокбастером. А сами авторы приглашают посетить «музыкальные хроники времен Империи». Музыку к спектаклю написал Сергей Дрезнин. Как пишут, сегодня, это единственный постоянно живущий на Западе российский композитор, успешно работающий в жанре мюзикла.

Его шоу были поставлены во многих городах мира. Дрезнин один из создателей жанра российского исторического мюзикла, он часто использует темы российской истории в своих сочинениях. Поставила спектакль на свердловской сцене известный московский режиссер Нина Чусова. Несколько лет назад «Екатерина» была представлена в семи номинациях на Национальную театральную премию «Золотая Маска» и получила ее в двух номинациях: за лучшую женскую роль и лучшую работу художника по костюмам.

Впечатлений было море! Это эпическое произведение поразило своей красотой, многоцветностью и разнообразием, быстрой сменой сюжетов и декораций. Ну, еще бы: авторами в течение трех часов показаны основные события жизни этой удивительной женщины, большой период истории нашей страны. Императрица успевала все: руководить огромной империей, вести войны, иметь фаворитов, переписываться с французскими просветителями, писать литературные произведения, открывать новые школы и университеты…

Необыкновенная по красоте эклектическая музыка, смешение разных музыкальных стилей: оперы, православных песнопений, романсов, русского фольклора, канкана, военных песен и маршей, джаза и рока. Всех поразила «Колыбельная», когда женщины на поле боя скорбят о погибших сыновьях. Массовые сцены захватывают своей живописностью, мастерством, музыкальностью, кажется, что в них принимает участие много десятков человек.

Декорации просто потрясающие: то царская карета в натуральную величину, то великолепное убранство залов Зимнего, других дворцов и православных соборов Петербурга и Москвы, то картины снежной русской зимы.

Мюзикл охватывает большой период русской истории - от приезда юной принцессы Фике в Петербург до почти окончания царствования героини. В конце спектакля императрица просит, чтобы мы помнили ее. Мы помним!..

Показаны самые яркие моменты из жизни героини: приезд пятнадцатилетней принцессы в Петербург, наставления императрицы Елизаветы и преследование Екатерины ее окружением, которое великая княгиня вначале покорно воспринимает, но сама мечтает о власти и свободе. Тема власти и свободы лейтмотивом проходит через весь спектакль. Дворцовый переворот, приход к власти. Наконец-то, власть в ее руках, но свободы пока нет.

Присоединение новых земель и освобождение их народов от гнета. Строительство городов Новороссии: Херсона, Севастополя, Симферополя, Екатеринослава, Николаева, Екатеринодара, Одессы.

Создание Черноморского флота. «Потемкинские деревни и дороги» и победный вояж императрицы в Крым. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Интересный режиссерский прием, когда в течение всего спектакля происходит разговор молодой и зрелой императриц.

Спектакль много раз прерывался аплодисментами, особенно во время крымской темы. В конце спектакля зрители, стоя долго благодарили артистов.

И еще один из главных персонажей спектакля - русский народ. Он добродушен и гостеприимен, смел и мужествен, терпелив и трудолюбив, любит повеселиться и выпить, страдает и надеется. И беззаветно любит свою Родину. Так же, как мы с вами. Только такой народ мог победить Мамая и Карла, Наполеона и Гитлера, мог осуществить «Крымскую весну» — долгожданное воссоединение Крыма с Россией.