ПРЕССА

Сочинские каникулы «Силиконовой дуры»

05 октября 2013, Светлана Калюта, "Сочинские новости"

Не стали для Сочи масштабным культурным событием завершающиеся двухнедельные гастроли Свердловского академического театра музыкальной комедии. Так же, впрочем, как и других знаменитых коллективов. Что поделаешь, отсутствие театральной культуры – «белое пятно» местного менталитета. Между тем, сложно переоценить «звездность» театра - в его послужном списке 16 главных национальных наград «Золотая маска», не считая менее крупных, - а также уровень профессионализма: среди привезенных спектаклей три мировые премьеры и эксклюзивные проекты, а сами работы – неформатные, современные.

Михаил Сафронов, генеральный директор Свердловского академического театра музкомедии, никоим образом не соотносит отсутствие аншлага с неуспехом гастролей.

- Михаил Вячеславович, вчера в местных теленовостях услышала ваши сетования по поводу немногочисленности сочинцев на ваших спектаклях в Зимнем театре. Как вы сами для себя это объясняете?

- У вас востребованы спектакли с медийными лицами, антрепризы. Если бы мы поставили «Тетку Чарли», как Александр Калягин, у нас был бы переаншлаг с билетами по 5 тысяч рублей. Но нам этого не надо. Настораживают негативные процессы в культурном образовании сочинцев. До 1997 года вокруг наших ежегодных больших (по месяцу!) гастролей в Сочи был ажиотаж, люди осаждали гостиницу «Приморскую», где в то время размещались актеры, в поисках «лишнего билетика». Теперь – другое. И здесь не влияние Олимпиады или низкого материального уровня, непогоды, малочисленности населения города. Просто сочинцев надо приучать к интенсивности культурной жизни, воспитывать их, а не рассчитывать по традиции на одних отдыхающих. Вот мы привезли три мировых премьеры, а где сочинцы смогут увидеть ту же «Екатерину Великую», ноу-хау, написанное для нас на заказ?

Видел как-то спектакль «Оловянный солдатик» ростовского театра с полным залом детей. Но это тоже не показатель. Ведь как такие показы проходят? Добровольно-принудительно ведут детей целыми школами в театр.Не зная сюжета, не понимая происходящего на сцене, они шумят, отвлекаются. В итоге – не нравится. А надо, чтобы в семье, школе перед спектаклем почитали, рассказали о произведении, чтобы ребенка привели родители, чтобы его восприятие было вдумчивым, осмысленным. Это большая работа. Мы, со своей стороны, после премьеры «Силиконовой дуры» провели сочинения в школах, беседы с учителями, школьниками.

Сцена из спектакля "www.силиконовая дура.net"

Конечно, если учесть, что в Екатеринбурге 1,5 миллиона жителей, зрителями мы всегда обеспечены. Но дело не в этом. Наш зритель – доморощенный, выросший на наших спектаклях. Мы не волнуемся за «Силиконовую дуру. net» – сколько школьных проблем там поднято, хотим достучаться до родителей, учителей, чиновников от школы, учеников, молодых пользователей интернета. Например, учителя города-спутника Екатеринбурга – Березовска в честь юбилея системы образования попросили показать им именно этот спектакль, критический, довольно резкий. У вас мы намеревались подарить его на День учителя сочинским учителям. Те наотрез отказались – как бы чего не вышло. Помилуйте, но мы ведь тоже живем в России, и головой, должностями своими отвечаем за свой продукт!

- Тогда как вы выбираете произведения для постановок при таком полярном подходе публики? И еще: за 80-летнюю историю театра столько всего поставлено… Есть ли резерв, к каким авторам возвращаетесь?

- У нас есть вещи, которые прошли по 350-500 раз на сцене. Время от времени возвращаемся к классике – «Летучей мыши», «Сильве», «Принцессе цирка». Лучшие композиторы – Фельцман, Гладков – считали за честь отдать право первой постановки нашему театру. В театральном мире существует мнение, что при удачном старте на нашей сцене постановку ждет удачная судьба. Нас называли раньше лабораторией советской оперетты, теперь добавляют еще - и мюзикла. И этим брендом мы безумно гордимся.

А выбираем мы произведения, заставляющие думать. Театр я называю своеобразной кафедрой. Мы никого не учим, просто ставим вопросы, иногда даем свои ответы, а иногда оставляем на размышление зрителям.

- Да, но при этом как донести до зрителя современный смысл вечных тем? Как от телевизора привести его к театру? Вот сегодня традицией стали фантазии на темы или трактовки той же классики…

- Возьмем, к примеру, «Мертвые души». Многие после того как «прошли» в школе, и в руки не берут Гоголя. Мы в рамках постановки построили сюжетную линию так, что зрители легко угадывают мотивы и фразы из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Вия», «Ревизора», «Тараса Бульбы». И жанр постановки получился неформатный и несуществующий – Гоголь-моголь – по ассоциации указывает и на автора, и на смешение произведений.

То же можно сказать и о «Екатерине Великой» - там аналогия с нашими выборными делами, воровством, другими безобразиями в общественной жизни. Видел, как ваши сочинские высокопоставленные чиновники от души смеялись, полный их восторг, реакцию: «Вот, а сейчас разве не так?». Это прекрасно. А страшно то, что мы отдаем себе отчет в творящемся негативе, но ничего не можем сделать, поэтому так важно, чтобы не только простые люди, но и чиновники высокого ранга тоже приходили и смотрели. Если мы поем: «когда ворует весь народ» - разве это не намек на ту же дорогостоящую, наполовину разворованную Олимпиаду?

Современные опереточные жанры либо наши ноу-хау мы тоже используем именно для того, чтобы донести до зрителей в современном виде вечные темы. Это reality-мюзикл, в котором поставлена «Силиконовая дура», романтическая прогулка во времени под музыку советских композиторов «Парк советского периода», где музыкальная ткань спектакля скомпилирована из многих произведений. «Кошка» - интерпретация киплинговской «Кошки, которая гуляла сама по себе» для семейного просмотра, - космический мюзикл с современным и собственным прочтением сказки. Это не просто кошка, а высшая космическая гармония, спустившаяся на землю в виде кошки, которая оставляет котенка после себя. Ну и так далее.

Это непросто, но очень интересно, и стоит сил, времени, денег. Держим уровень при помощи неформатных направлений работы – различных лабораторий, конкурсов, встреч со зрителями. Например, наши артисты просто питаются новыми веяниями, энергетикой конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла имени народного артиста СССР Владимира Курочкина, нашего бывшего главного режиссера. К нам съезжаются лучшие из лучших театров России, ближнего и дальнего зарубежья. Мы создали фестиваль хореографического искусства «На грани», в нашем театральном холдинге есть эксцентрик-балет Сергея Смирнова, четырежды лауреата «Золотой маски». Действует детский театр-студия, в городе - консерватория и театральный институт, готовящие для нас кадры, в нем заведует кафедрой наш сегодняшний главный режиссер Кирилл Стрежнев, и все это работает на нас.

За всю историю театра у нас было всего три главных режиссера! Это огромное достижение, чем не могут похвастаться ни Большой, ни Ленком, ни другие, сменившие их целую вереницу! А отсюда – традиции, преемственность, наработки и т.д. Наши актеры работают на сцене как в последний раз, не позволяя себе ни на йоту схалтурить. Потому что знают, что в следующий спектакль могут не попасть, поэтому делают все, чтобы театр был успешным.

- Кстати, сейчас в понятие «успешный театр» вкладывается не только работа по совершенствованию художественной составляющей, призы и награды на всевозможных конкурсах, но и его успешный менеджмент.

- Театр зарабатывать не должен. Государство средствами театра должно возвышать человека, заставлять его думать, на что никаких денег не жалко. А на деле… Вот гастрольный чес проходит в вашем «Фестивальном», или приезжают медийные артисты, у которых из декораций три стула и одна занавеска, и это называется работа и зарабатывание денег. Но от современных реалий никуда не денешься. У нас в театре тоже есть отдел развития, и мы занимаемся продвижением нашего продукта, как ни коробит меня это слово. Мы создаем его с чистого листа, и он очень дорогостоящий.

Вообще опереточных спектаклей дешевых не бывает, они обходятся от 6 до 18 миллионов рублей. У нас собственное производство - цеха по пошиву костюмов, изготовлению декораций и т.д., а работает порядка 600 человек. И мы крутимся очень резво, как бы ни любило нас правительство Свердловской области. Нам оно обеспечивает содержание здания и зарплату. А все остальное на создание новых произведений – мы сами зарабатываем, ищем спонсоров. Много денег на костюмы уходит. Согласитесь, сложно представить Екатерину Великую в платье по стоимости ситцевой ткани. Покупаем дорогие ткани, все направления нашей работы должны быть высокого уровня. Даже бижутерию сейчас не всегда используем в спектаклях, где на героях предполагаются драгоценные камни. Берем кристаллы Сваровски.

Вот в Сочи мы привезли 220 человек, 13 «КамАЗов» декораций. Какая уж тут рентабельность при цене билетов от 500 до 1 500 рублей? Притом что за 1,5 тысячи рублей – всего один ряд, да и он не заполнен. Были на гастролях в Минске – так там дороже 300 рублей билеты не продаются. Обидно за сочинцев, что они сами себя лишают возможности посмотреть уникальные постановки.

- То есть, исходя из вышесказанного, на фестиваль «Театральный Олимп», который как раз таки оценивает победы в сферах художественной и менеджмента, вы не поедете?

- Поедем, если не за свои деньги, а на «Театральный Олимп» надо только за свои. Хотя у нас и художественная часть великолепная, и бизнес-составляющая в порядке, и есть деньги на поездку. Нам это не надо. Ради чего? Вот два коллектива нашего театрального холдинга – «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова» и группа «Изумруд» - будут участниками культурной программы Олимпиады, так им полностью государство оплачивает поездку.

- В Свердловском театре музкомедии недавно открыта вторая сцена. Это ли не возможность расширить как материальные границы, так и творческие?

- Малая сцена и зал на 178 мест – для наших всевозможных многочисленных экспериментов, а доходы от нее минимальные. Основное дает большой зал на 700 мест.

- В продолжение темы доходности – удивительно, что в наше время у вас на общественных началах, абсолютно бесплатно работают театральные волонтеры…

- Этой службе уже 12 лет. Выросла она постепенно из клуба любителей оперетты. В нее входили пожилые люди, трепетно относящиеся к театру, испытывающие глубокие чувства к оперетте, и готовые за возможность посмотреть спектакль мыть полы, принести-отнести что-то, быть на подхвате. Потом мы решили перестроить работу, бросили клич по учебным заведениям Екатеринбурга, предприятиям, вывесили обращение на сайте о нашем желании обновить эту службу, набрать людей, которые могут безвозмездно 2-3 часа своего времени отдать театру. Сейчас у нас порядка 30 студентов, инженерных работников-энтузиастов, любящих театр.

Представьте, к «Обыкновенному чуду» по Гладкову надо завязать 10 тысяч бантиков на шаре, чтобы создать этакий махровый эффект. Вот этим занимаются наши помощники. Или приклеить несколько сотен кристаллов Сваровски к костюмам героев. Или разнести переписку, вручить цветы, позаниматься с ветеранами, когда мы тех приглашаем. В благодарность за работу мы устраиваем праздники для волонтеров, приглашаем на сдачу спектаклей, они их первые ценители вместе с родственниками работников и артистов нашего театра.

- Свердловский театр музкомедии называют театром со счастливой судьбой. В это понятие включаются и руководство со стороны талантливых режиссеров, и успешное экспериментаторство, и многочисленные награды. А что вы вкладываете в выражение «счастливый театр»?

- Это когда утром безумно хочется в театр, а вечером – домой.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!