ПРЕССА

Мюзикл в подарочной упаковке

30 мая 2012, Валентин ПЕПЕЛЯЕВ, Советская Белоруссия

...Владимир Мулявин, Наталия Гайда, Владимир Гостюхин — эти уроженцы Свердловска, ныне Екатеринбурга, своим талантом невидимыми небесными нитями навсегда соединили Урал и Беларусь. Правда, тогда страна и культура были едиными, а сегодня каждый прикуривает от своего уголька. Однако есть повод для радости: с 5 по 25 июня на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра пройдут гастроли Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии. Гости покажут 9 спектаклей, среди них лауреаты высшей театральной награды России «Золотая маска». В 2013 году с ответным визитом в Екатеринбург отправится минская музкомедия.

 

Артиста обмануть невозможно

 

Есть свой уральский шик в том, чтобы не следовать моде, а создавать ее самим. Именно по такому пути идет сегодня екатеринбургский коллектив. В Минск он везет разные и непохожие друг на друга спектакли — традиционную оперетту, авторский российский мюзикл. Эксперимент и традицию, ретро и ультрамодный сленг, обрамленный дыханием необычных гармоний, сбитых в коктейль опытной рукой уральского рок–гуру Александра Пантыкина, писавшего музыку для картин Дмитрия Астрахана и Владимира Хотиненко. Не замыкаться в одном жанре — позиция главного режиссера театра, дважды лауреата премии «Золотая маска» в номинации «Лучший режиссер в жанре оперетта/мюзикл» (2008, 2011), народного артиста России Кирилла Стрежнева (кстати, еще в советские времена Стрежнева звали в Минск — возглавить театр музыкальной комедии, но он выбрал Свердловск):

— Один стиль или одно направление создают угрозу появления одноклеточного театра. Да, у нас репертуарное учреждение со своими сиюминутными потребностями. Нужны кассовые спектакли для простого зрителя. Это называется ремесло. Но есть и другое направление, которое мы исповедуем последние десятилетия, — создание авторского российского мюзикла: «www. Силиконовая дура. net» и «Мертвые души» Александра Пантыкина, «Алые паруса» Максима Дунаевского, «Екатерина Великая» Сергея Дрезнина. Это рисковый, но продуктивный путь.

— Кирилл Савельевич, а как вы объясните, что за 80 лет существования коллектива вы только третий главный режиссер?

— Я родился и вырос в Санкт–Петербурге, в семье артистов Мариинского театра, видимо, поэтому у меня подсознательно сформирована любовь к артистам. Их нельзя обмануть. Нелюбовь, нечуткость они чувствуют нутром.

— Неужели ни разу не было бунта на корабле?

— Да все было! Но тот, кто сменял на посту главного, не разрушал то, что было сделано предшественником. Не надо никогда ничего бурить. Надо надстраивать. Теория революции для меня ущербна. Позитивна только эволюция.

— Вы дважды лауреат премии «Золотая маска». Что это значит для вас?

— Для меня — ничего, для имиджа театра — многое. Это повышает его рейтинг. Когда зритель читает в программке, что у нас практически каждый артист либо имеет звание, либо — лауреат международных конкурсов, на сцену смотрит уже с уважением.

— Банальный вопрос, но по–другому и не спросишь: чего ждете от предстоящих гастролей в Минске?

— Когда–то я уже был в вашем замечательном городе на гастролях в течение месяца с Ленинградским театром музыкальной комедии. Удивительная публика. Замечательные люди. Мне кажется, та душевность, которую мы исповедуем в наших постановках, найдет у вас отклик. У меня ощущение, что гастроли будут успешными. Хотя это грандиозный проект, соответствующий, на мой взгляд, и духу времени, и, извините за высокие слова, государственной политике наших стран. Это некая гуманитарная миссия. Театр ведь не просто прокатная площадка для нескончаемого веселья. Это отдельный институт, одна из функций которого — сближать людей и культуры. О чем, к сожалению, многие наши коллеги стали забывать в последнее время.

 

Без преувеличения — лучший

 

— Гастроли всегда вещь затратная и неокупаемая в принципе, — свое отношение к проекту высказывает министр культуры и туризма Свердловской области Алексей Бадаев. — Но они необходимы для развития театра, иначе он вянет. Для актеров — это способ почувствовать другую публику, проверить себя и завоевать новый зал.

— Российские театры интенсивно гастролируют внутри страны?

— Я бы не сказал. Был большой перерыв — около 20 лет вообще жили без гастролей. Тогда коллективы еле выживали. Сейчас потихонечку начинаем выбираться из этой ямы. И очень рад, что предстоит поездка именно в Минск. Если вы хотите узнать, что такое современный музыкальный театр, — посмотрите наши спектакли. Это, без преувеличения, лучший театр России.

 

Чего изволите?

 

Главный дирижер театра, народный артист России Борис Нодельман, 28 лет работающий в театре (9 из них он руководит оркестром), признался, что мечтает съездить в Барановичи — на родину отца, где никогда не был:

— Хочу увидеть своими глазами этот город. Когда–то это было местечко, со своей эстетикой и духом... Видите, как все переплетено. Сначала я узнавал о Беларуси от Наташи Гайды, которую вы в 1969 году переманили из Свердловска в Минск. Потом дружил с отцом нынешнего главного режиссера минской музкомедии, замечательным дирижером Юрием Цирюком. Мы встречались в Москве на курсах повышения квалификации, куда съезжались коллеги со всего Союза...

— Борис Григорьевич, а сегодня играть в вашем оркестре для молодого уральского музыканта престижно?

— К сожалению, нет. Удерживать людей очень сложно. С определенными инструментами вообще проблема: нет валторнистов, контрабасистов... Музыканты бегают из одного оркестра в другой. Зарплаты небольшие. В оркестрах филармонии и Большом дела получше. Не все понимают, что не деньги и влияние, а культура — основа личности. Я бывал в США: все миллионеры играют на музыкальных инструментах! Владелец газет и пароходов садится за рояль и играет Бетховена, нефтяной магнат — джаз. У нас до этого еще далеко.

Рухнул композиторский пласт. Вспомните, сколько их было раньше. И все писали оперетты: Фельцман, Колмановский, Птичкин, Гроховский, Петров. Было море советской оперетты. Сейчас это никому не интересно. Только благодаря Саше Пантыкину у нас в репертуаре «www.Силиконовая дура.net», «Храни меня, любимая», «Мертвые души». Все это везем в Минск. Увидите сами.

Если честно сказать, страшновато. Не знаю состава вашего культурного воздуха: чего хочет минский зритель? Смешную оперетку или оригинальный продукт? Поэтому и везем материал чрезвычайно разнообразный.

 

5 фактов о театре

 

1. Первый среди театров жанра оперетты в 1986 году удостоен звания «академический».

2. 16–кратный лауреат премии «Золотая маска».

3. Директор театра Михаил Сафронов — выпускник Белорусского государственного театрально–художественного института.

4. Прибыль от финальных гала–концертов обменных гастролей 2012/2013 года пойдет на строительство памятника Владимиру Мулявину в Екатеринбурге.

5. Театральный сезон 2007/2008 артист и хореограф Дмитрий Якубович и режиссер Анастасия Гриненко из минской музкомедии по приглашению руководства театра провели в екатеринбургской труппе. 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!