ПРЕССА

Мечты и силикон

30 мая 2007, Мария Коновалова, "На смену!"

Когда спектаклю музыкального театра присваивают эпитет "потрясающий", обычно имеется в виду, что зритель был потрясен великолепием режиссуры и актерской игры, красотой костюмов и декораций, виртуозным мастерством дирижера и оркестра. Потрясение от силы сюжета, глубины исследования характеров и отношений героев, яркости, как выражаются критики, образа современника в сценическом пространстве считается прерогативой драматического театра. Но какой болван придумал, что талантам следует ставить границы в виде чужих устоявшихся мнений? Новая работа Свердловского академического театра музыкальной комедии, reality-мюзикл "www. СИЛИКОНОВАЯ ДУРА. net", поставленный Кириллом Стрежневым, - это драматический спектакль, отлитый в музыкальной форме и соединивший оба типа потрясений.

Название таит в себе подвох. Слова "Силиконовая дура" настолько резки и броски, что мешают заметить их "сетевое окружение". Легко предположить, что сюжет мюзикла окажется похож на затянутый анекдот про блондинок и будет построен на едкой в своей беспомощности мужской иронии над женской тягой к гламурности, над мыльной пеной страстей вокруг бутиков и глянцевых журналов. А для создателей этого редкого по проникновенности и эмоциональной силе произведения Александра Пантыкина и Константина Рубинского силикон ассоциируется не с косметической хирургией, а с компьютерной техникой. Под взглядом авторского дуэта силикон становится обозначением виртуальной реальности, куда так легко спрятаться от грубой жизни, символом лжи, фальши, эрзацев, из которых состоит окружающая действительность.

"Силиконовой дурой" называют девочку Нору одноклассники за то, что она предпочитает пустой с ними болтовне общение в чате, что мечтает о принце и с презрением относится к идее встречаться со скучными, пусть и богатыми парнями. А Нора безумно влюблена в таинственного незнакомца с прекрасной душой, и ежевечерний разговор с ним в чате - лучшие часы ее жизни, а его песня о деревьях, которые к человеку !всегда лицом и никогда спиной" - гимн вечной и верной любви. Этой песне научил мальчика Митю бабник папаша: "С ней сколько хочешь девчонок покоришь". Очкарик и "ботан" Митя никак не может набраться отваги, чтобы сказать Норе, что ее незнакомец учится с ней в одном классе и живет в соседнем доме, каждый вечер не сводит глаз с ее окон. Вот в чате Митя пылок и убедителен. Стоит пальцам вспорхнуть над клавиатурой - и тихоня-"ботан" делается самым нежным и страстным из влюбленных. А если вновь одолеют комплексы и робость схватит за горло - Митя спасается мечтами. Достаточно скомандовать "Запустить программу!" , чтобы стать Мистером Вселенная, по которому вздыхают все женщины, и отказаться от них ради своей единственной, и бросить мир к ее ногам, и жить с ней долго и счастливо... Словом, главные герои мюзикла принадлежат к той породе романтиков, которую уже лет сто зовут вымирающей и которая не вымрет никогда.

А жизнь вокруг них свивается какими-то подозрительными змеиными кольцами. На носу школьный выпускной, а на головы педагогам сваливается московский чиновник из министерства образования, которому вынь да положь психологическое тестирование среди старшеклассников, причем чтобы среди тестируемых были и отличники, и двоечники. Последнее условие вызовет среди учителей спор: взгляды на качество ученика у преподавателей физкультуры и литературы, понятное дело, разные. Перебранка закончится голосованием, которое откомментируют: "Вот так у нас в стране и голосуют - демократия против истины!". Как отличникам тесты всучат Норе и Мите, как двоечникам - их приятелям Ире и Дуремару. В анонимных анкетах двоечники пооткровенничают насчет пристрастия к "косячкам" и жизненного девиза "Презервативы "Бочкарев" - надо чаще встречаться!". В педколлективе переполох, директор хватается за сердце - как же, порок проглядели! По закону жанра подозрения падут на чистых Митю и Нору: он бледный и слабый, стало быть, наркоман, а в ней от чрезмерной скромности эротические фантазии через край хлещут...

Другое змеиное кольцо обовьет вокруг заочно влюбленной пары Митин отец. Правда, для роли змея-искусителя он мелковат - так, слабоядовитое пресмыкающееся, банальный папик, запавший на малолетку. Но в его арсенале заветная, знаковая для Норы песня о деревьях. Разузнав телефон девушки, он процитирует ей пару фраз, и Нора решит, что тайна раскрыта, принц найден.

А Митя как раз достиг нужной степени смелости для признания, для взгляда в глаза. И вдруг в очередном разговоре в чате любимая благодарит его за то, как хорошо им было вдвоем. У ошеломленного предательством парня земля уходит из-под ног. Боль с размаху ударила мечтателя о действительность, и ему впервые становятся не нужны чужие образы. В его арии Пантыкин и Рубинский гениально сплели мотивы обобщенных оперных страданий и хита "Разбежавшись, прыгну со скалы" и позволили им отступить перед обжигающе личной интонацией.

На выпускном, весело начавшемся с зажигательного рэпа педагогов, переодетых в подростковые шмотки и счастливых от близкого расставания с дорогими учениками, накал страстей достигнет пика. Ложь в последний раз уязвит невинных, правда выйдет на свет самым неприглядным образом. Осознание роковой ошибки, слепоты, подмены любви толкнет Нору на порог самоубийства, и Митя едва успеет остановить ее. Спектакль заканчивается словно бы на крике, зрителю не дают возможности перевести дух, унять зашедшееся сердце. Потому что истории о крушении юношеских мечтаний всегда безжалостны.

Работа над спектаклем длилась 23 месяца. Мюзикл создавался с расчетом на исполнительский коллектив Театра музкомедии, на максимальное соответствие ролей индивидуальности артистов. Поэтому в "Силиконовой дуре" незапоминающихся, проходных персонажей нет. Роскошно трагикомичен Владимир Смолин в роли директора школы, которому защитой от всего на свете служит возглас "Полгода до пенсии!". Павел Дралов, сыгравший министерского чиновника, - настоящий Мефистофель, щедро плеснувший яду в без того не пресную жизнь учеников и учителей. В Митиной матери, которую сыграла Светлана Копылова, узнает себя любая мать, вообще любой человек, тревожащийся за близких, и ее ария с рефреном "В глазок двери ты не смотри - там наш безумный мир" надрывает душу.

И настоящим открытием екатеринбургской сцены стали исполнители главных ролей Евгений Зайцев и Мария Виненкова.

- Сыграть драматическую роль в музыкальном театре было сложно и в то же время приятно и легко, - говорит Мария Виненкова. - Моя героиня с ее верой в мечту и надеждой на чудо мне очень близка. Очень интересно было работать с Кириллом Савельевичем Стрежневым. Он в нас поверил, дал нам свободу. Возникло единое творческое пространство, и мы все друг другу помогали.

Премьера спектакля о финале школьной жизни состоялась 25 мая - как раз в день последнего звонка.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!