Алиса Ефремовна Виноградова

Главу своей книги о Свердловской музкомедии "Добрый мир оперетты", посвящённую творчеству дуэта Алисы Виноградовой и Виктора Сытника, театральный критик, большой друг коллектива Борис Коган назвал "Алиса+Виктор=оперетта!" И был прав. Они, действительно, были созданы для оперетты - динамичной, жизнерадостной, остроумной, которую Константин Сергеевич Станиславский не зря сравнивал с искристым шампанским.

Оба приехали в Свердловский театр в начале 1960-х, когда в полной силе была команда "основного призыва", его блистательных мастеров, ещё ставил спектакли Георгий Кугушев и уже начал работу по строительству "своего" театра Владимир Курочкин. Было у кого учиться, кем восхищаться, и они делали это.

Их каскадный дуэт в классических опереттах очаровывал изящной лёгкостью исполнения и чувством стиля. Артистизмом - как говорят в таких случаях. При этом у каждого была своя судьба.

Алиса Ефимовна Виноградова (1936-2001) родилась в Киеве в театральной семье (мать-балерина, отец - директор театра), окончила музыкальную школу-десятилетку, а затем, в 1955 году - театральную студию в Харькове. Творческую карьеру начала в Харьковском театре музыкальной комедии. В Свердловске играла с 1962 по 1980 год.

Алиса Виноградова была много занята в спектаклях на современную тему, и её героини, как правило, обладали неуёмным темпераментом, душевной открытостью, смелостью. "Отчаянная и нежная, дитя нужды, солёного моря и жаркого солнца", - писал критик "Вечернего Свердловска" в 1963 году о её Пепите из "Вольного ветра" И.Дунаевского. А её героинями в "Полярной звезде" и "Требуется героиня" В.Баснера стали обаятельные и импульсивные девчонки, определяющие жизненный путь, впервые делающие серьёзный нравственный выбор. Одна из лучших в этом ряду - роль бывшей крановщицы с Урала, а ныне студентки "иняза" Тани Лялиной из оперетты В.Мурадели "Девушка с голубыми глазами". Её Таня добра, беззаветна в чувствах, к тому же - настоящая патриотка.

Мастерство актрисы росло. Её удачей стала громкоголосая, немного нелепая газетчица Муська из "Белой ночи" Т.Хренникова. Но если в этой роли достаточно было эффектных и броских внешних красок, то в Анджелике из "Чёрного дракона" Д.Модуньо, а уж тем более в Элизе из "Моей прекрасной леди" Ф.Лоу нужны были ещё и психологизм, умение передать логику и движение характера. Роль эту вообще можно считать этапной - Виноградова доказала способность подняться на новую ступеньку в своём искусстве, но этот этап неожиданно для многих прервался - она переехала в другой город, немало огорчив этим свердловских поклонников.

В дальнейшем актриса работала в Краснодарском театре, позднее - в театре "Московская оперетта", но её лучшие роли связаны всё же с Уралом.

 

Текст Юлии Матафоновой ("Портретная галерея театра")