ПРЕССА

Виват Петровой!

26 января 2001, Алла Лапина, "Уральский рабочий"

Сегодня на премьере Свердловского академического театра музыкальной комедии "Женихи" в главной роли Грушеньки на сцену выйдет любимица публики народная артистка России Галина Петрова.

Премьеру готовили к ее бенефису, который пройдет 29 января. А еще совсем недавно был период, когда только-только вышли на сцену из репетиционного зала; исполнители главных ролей впервые встретились с артистами хора и ба­лета, и все как бы лишь примерялись друг к другу. Обычно это трудные репетиции, все еще неудобно, все нервничают и излишне раздражаются. Но тут было иначе. Композитор Исаак Дунаевский, шлягерные, "хитовые" музыкальные номера, немыслимо смешные сюжетные ситуации. Актеры, увлекаясь, импровизировали, по ходу дела придумывая новые забавные детали. Артисты же хора и балета даже в паузах не уходили отдыхать, а хохотали, следя за происходя­щим, - такое дорогого стоило! В центре же всей этой жениховской борьбы за невесту царила она, Грушенька, Аграфена Саввишна. Не женщина - огонь... Вот ее-то и репетировала Галина Петрова.

Мне как-то все еще трудно поверить, что эта актриса уже отмечает солидные даты, что она давно превратилась в мастера, хотя это так и есть. Тридцать лет на сцене вмещают победы и поражения, пробы и поиски, пришедший опыт и осознание того, какую все-таки нелегкую профессию выбрала в юности.

В 1970 году Владимир Акимович Курочкин - был он тогда главным режиссером театра - привез из Москвы, из ГИТИСа, хорошенькую молодую актрису, черноволосую, с прозрачными серыми глазами и ослепительной улыбкой. Галя Петрова, сама уроженка Самары, окончила институт по классу прекрасного педагога Иосифа Туманова, могла остаться в Москве, но... приехала в Свердловск и осела тут навсегда.

Получила она здесь главное - работу, потому что в те годы была занята практически в каждой премьере. Конечно, были и проходные спектакли, у кого их не бывает. Благодаря своим типажным данным Петрова переиграла всех Ли­зочек и Стасси, часто в классических опереттах ее героини и различались-то только по именам. Но в каждом из ее созданий жил некий бесенок, который их выделял, делал, как сказали бы уже сейчас, "обаятельными и привлека­тельными". Это был комплекс данных, которые трудно разделить на отдельные слагаемые, но все вместе выливались они в безошибочное чувство жанра именно оперетты: яркость сценического рисунка, легкую заразительность, эффектную пластику. Петрова еще застала тот золотой век свердловской музкомедии, когда рядом работали удивительные актеры, каждый был личностью, поэтому и вживалась она в театр как бы сама собой, без всякой специальной дидактики. Это были как бы некие художественные сообщающиеся сосуды... Рядом были Нина Энгель-Утина, Семен Духовный, Иосиф Крапман... Было у кого брать, у кого учиться.

А что она только не переиграла! Классику, вечных Кальмана и Оффенбаха, всех героинь советской оперетты, девчонок всех времен и сословий. Были среди них и красавица Павлина Хуторная в "Стряпухе", и прелестная, мудрая Пенелопа в одноименной музыкальной комедии Журбина, и Мадлена в мюзикле "О, Милый друг!" по Мопассану, и даже... Любовь Яровая. Да, да, та самая! Шел когда-то такой спектакль на сцене нашего театра.

Время быстротечно и необратимо. Сегодня такого понятия, как советская оперетта, не существует вовсе, как и государства, в котором рождались такие произведения. А для целого поколения актеров это целый пласт жизни. Здесь во­обще все не так просто. С дистанции времени понимаешь очевидное - что многие из тех пьес, мягко говоря, не отличались высокими литературными достоинствами, но ведь и опереточная классика не имеет драматургических шедевров. При этом за произведениями советской оперетты стояли имена замечательных композиторов: Дунаевского, Хренникова, Фельцмана, Милютина... Артисты имели материал, у них было про что играть и про что рассказывать. Только внешняя эффектность без мысли никогда не была тем, что несли зрителям артисты, режиссеры Свердловского театра музыкальной комедии, завоевавшего себе славу совсем не просто так.

Одна из бесспорно лучших ролей Галины Петровой - Зюка в спектакле "Пусть ги­тара играет". Трогательная девчушка-матросик жила на таком накале, так любила! И еще она верила в святые понятия: Родина, патриотизм. А ведь это нужно везде и всегда, тут уж время ничего не меняет!

Петрова играла мелодрамы, водевили, мюзиклы, она вообще многое умеет. Чего стоят ее незабываемая Змеюкина в "Свадьбе с генералом" по Чехову, жеманная ломака с томно-протяжным: "Махайте на меня, махайте!" Мне кажется, вообще, когда речь идет о работе, Петрова может все. В спектакле "Конец света", играя проститутку Концеласьоне, она, под руководством режиссера Кирилла Стрежнева, отважно встала на ролики - и делала это прямо-таки залихватски.

И все-таки сейчас время совсем другое. Если отбросить в сторону высокий эмоциональный тонус, изначально свойственный актерской профессии, согласимся, что проблемы есть.

Сегодня на первом месте в художественных коллективах всегда стоит слово "деньги" и уже только потом слово "творчество". А так как денег нет или их совсем мало, значит, мало и премьер, мало работы, а когда мало работы - настроение у актеров бывает порой не самое лучшее. Очень переживает по всем этим поводам и Галина Петрова, ей есть о чем вспоминать и с чем сравнивать. Да она и не только сетует - преподавала, играла на драматической сцене в экс­периментальном театре "Лаборатория драматического искусства" и даже полу­чила премию за роль Эдит Пиаф; играет там и сейчас. Однако ее единственный театр, ее боль и любовь - Свердловский театр музыкальной комедии, что бы она ни говорила. Мы знаем, что любовь бывает разная...

Но... приходите же на "Женихов"! Ведь там играет Галина Петрова.