ПРЕССА

Театр-юбиляр отмечает юбилей режиссера

01 июня 2004, Лариса Вакарь, "Страстной бульвар".июнь. 2004

Есть в судьбах театров и людей театра некоторые счастливые совпадения, которые при ближайшем рассмотрении оказываются символическими. В начале нынешнего сезона Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии отпраздновал своё 70-летие, а в конце сезона (18 июня - de ure и 30 июня - на сцене театрализованным представлением de facto) отмечается 50-летний юбилей главного режиссера Свердловской музкомедии, народного артиста России Кирилла Стрежнева. Вместе они - уникальный случай в новейшей истории российского музыкального театра! - уже более 18 лет, в течение которых сотворчество и созидание друг друга, происходившее с полным доверием и самоотдачей, дало немалые плоды. От их творческих уз было рождено в общей сложности 35 спектаклей, к которым в творческой биографии режиссера нужно добавить десятки других постановок на сценах Москвы, Петербурга, Одессы, Омска и Чикаго. Некоторые из этих спектаклей бьют рекорды долгожительства на свердловской сцене, некоторые стали хрестоматийными примерами режиссуры в музыкальном театре, а иные уже просто перешли в разряд свердловских и не только свердловских театральных легенд.

Можно утверждать, что К. Стрежнев относится к немногочисленной когорте театральных практиков, кто знает ответ на непростой вопрос: "Что такое музыкальный театр?". Наверное, это знание передалось постановщику в определенном смысле на генетическом уровне, потому что его родители тоже всю свою жизнь посвятили музыке и театру. Но К. Стрежнева с детства тянула к себе - нет, не музицирование, но то, как можно организовать театральное действо в согласии с музыкальной партитурой. Поступив в 1971 году в родном Ленинграде в Институт культуры им. Н. Крупской, подающий надежды молодой человек оставил его после 2-го курса и поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на курс к заслуженному деятелю искусств УССР И.А. Гриншпуну. А после окончания учебы в 1977 году был направлен по распределению в Свердловский театр музыкальной комедии - предвидел ли, как в ту пору называли, "молодой специалист", что поездка на Урал будет судьбоносной?! Тогда получить приглашение в Свердловскую музкомедию считалось, как минимум, лестным, потому что театр был в числе сильнейших и известнейших театров страны, а его творческой жизнью руководил один из корифеев советского-российского музыкального театра народный артист СССР Владимир Акимович Курочкин. К. Стрежнев проработал в театре 4 года на должности режиссера-постановщика, нашел в Свердловске и опять же в театре свою вторую половину - верную спутницу Татьяну, Татьяну Петровну Стрежневу (ныне она заместитель председателя Екатеринбургского отделения СТД РФ). В 1981 году вернулся в родной город по приглашению Ленинградского театра музыкальной комедии, где проработал 5 лет режиссером-постановщиком. За этот период успел поставить ряд спектаклей в театрах России и четыре в Ленинградской музкомедии. А в 1986 году вновь возвратился в Свердловск, потому что после переезда В.А. Курочкина в Москву руководство театра увидело на посту главного режиссера именно К.Стрежнева.

Он принял эту эстафету, понимая, какие возможности и, в то же время, какую колоссальную ответственность берет на себя, делая этот шаг. Еще в свой первый приезд в Екатеринбург ему довелось работать с выдающимися артистами своего времени - с Марией Викс, Семеном Духовным, Виктором Сытником, Ниной Энгель-Утиной, Юрием Черновым, Николаем Бадьевым. В новой ситуации, вырабатывая собственную стратегию и тактику руководства творческой жизнью коллектива, главный режиссер принял решение не разрушать театр революционными преобразованиями, а продолжать строить его на уже заложенном фундаменте. Этой созидательной позиции К.Стрежнев придерживается уже на протяжении почти двух десятков лет, хотя за прошедшее время сменили друг друга поколения актеров, изменялась расстановка творческих сил в труппе, общий театральный процесс демонстрировал, а иногда и диктовал другие подходы и приоритеты.

К. Стрежнев как новый художественный руководитель и главный режиссер театра сразу заявил о себе очень ярко. В 1987 году состоялась премьера спектакля "Беспечный гражданин" на музыку А. Затина. Эта постановка подтвердила стремление и готовность театра и режиссера работать с новым, современным, значительным, волнующим - живым материалом. Спектакль получил колоссальный резонанс в обществе, а К. Стрежнев был награжден Золотой медалью им. А.Д. Попова. Затем последовали еще несколько значительных, в полном смысле исторических спектаклей-вех, важных и незабываемых для театра, постановщиков и актёров: музыкальная комедия "О бедном гусаре..." на музыку А.Петрова (1987), мюзикл "Конец света" на музыку итальянского композитора А. Тровайоли (1988) и опера-фарс "Кошмарные сновидения Херсонской губернии" на музыку А. Затина (1988). В каждой из этих постановок К. Стрежнев проявлял себя как режиссер современного музыкального театра, самобытно работающий с материалом, готовый преодолевать сложившиеся стереотипы и способный свои новаторские идеи талантливо претворять в спектаклях. Кроме постановок на музыку современных авторов, на рубеже 80-90-х годов К. Стрежнев создал несколько неординарных работ из наследия классической оперетты. Так, в 1989 году состоялась постановка кальмановской "Принцессы цирка", которая после премьеры вызвала острую полемику и противоречивые оценки у критиков. Однако нестандартная творческая позиция режиссера прошла серьёзную проверку временем: спектакль идет на сцене театра в течение 15 лет (!), его с большой любовью принимает публика, и до сих пор он не потерял своего шарма, несмотря на то, что в нем сменилось уже несколько актёрских составов. Аналогичная судьба была уготована и штраусовской "Летучей мыши", поставленной К. Стрежневым в 1991 году и продержавшейся в репертуаре театра 11 лет.

Последнее десятилетие ушедшего 20 века - противоречивое и напряженное - для Свердловской музкомедии и для ее главного режиссера прошло в напряженной работе, в стремлении "выжить в это непростое время", причем не с потерями, но с приобретениями. Творческие биографии театра и К. Стрежнева были ознаменованы густым букетом новых ярких работ, среди которых многие вновь не вписывались в известные шаблоны и стереотипы. В 1992 году была поставлена философская трагикомическая притча на музыку Л. Бернстайна "Кандид, или Оптимизм"; в 1994 году с участием Детской вокально-хореографической студии театра был создан мюзикл "Оливер!" на музыку Л. Барта (в этом году спектакль отметил 10-летие сценической жизни); совершенно неожиданными гранями заиграл Ш. Лекок в его милой оперетте "Жирофле-Жирофля". Далее в творчестве режиссера К. Стрежнева последовал венок знаменитых русских музыкальных комедий. Это - "Холопка" на музыку Н. Стрельникова, поставленная дважды - в Чикагской "Light opera" (1995) и в Московском театре оперетты. И еще - два спектакля, сделанных на Свердловской сцене: в 1995 году - милютинский "Девичий переполох" с участием нового коллектива театра - ансамбля русских народных инструментов "Изумруд", и "Медведь! Медведь! Медведь!" на музыку Г. Седельникова (1996), спектакль одного состава, где главную женскую роль играет народная артистка России Г. Петрова. Кстати, творческая индивидуальность этой выдающейся актрисы не раз провоцировала К. Стрежнева на создание спектаклей в расчете именно на нее. Так была осуществлена в 2001 году постановка спектакля "Женихи" на музыку И.Дунаевского. В интерпретации К. Стрежнева - это философская трагикомедия, жанр, который не теряет для него своей притягательности и не исчерпывает себя на протяжении долгого времени.

В 1997 году режиссер осуществляет постановку сразу двух шедевров классического репертуара: "Княгини чардаша" ("Сильвы") в Екатеринбурге и "Веселой вдовы" в Чикаго в "Light opera" - через 2 года К. Стрежнев сделает версию этой оперетты и на домашней сцене. Главная идея постановки "Княгини" заключалась в том, чтобы обратиться к первоисточнику и очистить выдающееся произведение Имре Кальмана от позднейших наслоений. В результате - как это бывает не часто - спектакль очень высоко оценила театральная критика; такое же мнение выразила приезжавшая в Екатеринбург Ивонна Кальман, дочь композитора; а К. Стрежнев как постановщик этого спектакля был награжден Премией Губернатора Свердловской области "За достижения в области литературы и искусства за 1997 год". Во время работы над екатеринбургской версией "Вдовы" в 1999 году постановщики стремились создать роскошное театральное действо высокого вкуса - классическое и, в то же время, современное по духу. Намерение удалось воплотить в жизнь: спектакль отличается необыкновенно высокой эстетикой и культурой постановки, тонкой актерской работой и восхитительными гламурными костюмами; на сегодняшний день оперетта "Веселая вдова" - одна из самых изысканных работ Свердловской музкомедии.

В том же 1999 году К. Стрежнев вернулся к итальянскому мюзиклу и к творчеству композитора А.Тровайоли - театр ностальгически попрощался со спектаклем "Конец света" и с увлечением осуществил постановку нового мюзикла "Черт и девственница", который в 2000-м году получил диплом за участие в национальном театральном конкурсе "Золотая маска". Еще раз к жанру мюзикла К. Стрежнев обратился только через 3 года. На это шаг нужно было решиться, поскольку материалом для постановки была выбрана знаменитая "Хелло, Долли!", которую в свое время на свердловской сцене с большим успехом поставил В.А. Курочкин, и в которой блистала несравненная Н. Энгель-Утина. Память об этом спектакле еще хранят театральные старожилы, поэтому новая постановка могла состояться только в том случае, если бы она имела собственную концепцию. Успех работы был подтвержден тем, что исполнительница роли Долли Левайс народная артистка России Галина Петрова получила за эту работу Премию Губернатора Свердловской области "За достижения в области литературы и искусства за 2002 год".

В 21-й век театр и его режиссер вошли, оставаясь на пути поисков новых возможностей в жанре музыкального театра, хотя в этот период, наверное, как никогда остро заявила о себе глобальная для всей страны проблема отсутствия современного интересного материала для постановок. В 2000-м году екатеринбургский театр совместно с кафедрой музыкального театра Екатеринбургского театрального института придумывает спектакль "The Beatles: клуб одиноких сердец". Получилось представление, замешанное на новой биологической энергетике молодости, в котором без перерыва звучали всемирно известные мелодии; их пели-проживали молодые артисты-студенты, от чего вдруг открывались какие-то новые скрытые смыслы и выстраивались неожиданные ассоциативные ряды. Спектакль как будто был предназначен для зрителя тинейджеровского и студенческого возраста, но на самом деле он привлек внимание всех, кто знает и любит БИТЛов еще со времен 60-х...

Конечно же, такую постановочную работу нельзя было бы осуществить, если бы К.С. Стрежнев, сейчас профессор и заведующий кафедрой музыкального театра, не занимался бы в течение 17 лет преподавательской работой в Екатеринбургском государственном театральном институте, где он заботливо и терпеливо выращивает и воспитывает тех, кто навсегда "заболевает" музыкальным театром и приходит на смену нынешним мастерам сцены. В общей сложности режиссер осуществил постановку около десятка спектаклей на учебной сцене института; сейчас на большой сцене Свердловского академического театра музыкальной комедии работает плеяда выпускников мастерской К.Стрежнева, а еще его ученики играют на сценах Москвы, Петербурга, Красноярска, Иркутска...

Через 3 года после "The Beatles..." К.Стрежневу и его театру вновь пришлось "сочинить" спектакль, но на этот раз уже в расчете на основной состав труппы и на все актерские поколения. Поводом послужило предстоящее празднование 70-летия театра в сезоне 2003/2004 года, к которому театр не хотел относиться формально. И, в конечном итоге, идея праздничного концерта в своем развитии превратилась в патриотическое действо с оригинальным сценарием и философским сюжетом. Зритель в зале, вслед за персонажами известных отечественных оперетт и музыкальных комедий (ведь Свердловская музкомедия имеет теперь уже историческую репутацию "лаборатории советской оперетты"!), по ниточке популярных мелодий проходит через все главные этапы истории страны и через колоссальную гамму состояний - взрывы хохота, ком в горле, искренние слезы, ностальгию по ушедшим благодатным временам, размышления о времени настоящем... Молва о новом спектакле Свердловской музкомедии очень быстро распространилась по театральному пространству России, а у себя дома он был отмечен Премией конкурса "Браво", учрежденного Екатеринбургским отделением Союза театральных деятелей России "за лучшие театральные работы года".

Последние 4 года постановочные идеи К. Стрежнева оказались весьма востребованными за пределами родного театра и города. Он много сотрудничает с Омским музыкальным театром, результатом этого взаимодействия оказались не только 4 спектакля на Омской сцене, но и очень любопытная постановка в Екатеринбурге при участии главного дирижера из Омска Эриха Розена и московского театрального критика Александра Колесникова. Для Свердловской музкомедии они предложили редко идущую оперетту И. Штрауса "Калиостро". Состоявшаяся в 2003 году премьера этого штраусовского шедевра, далеко опередившего свое время, оказалась всероссийской премьерой. По ее поводу пресса и критики откликнулись полемическими статьями, но зритель чутко уловил современные идеи, красоту и богатство музыки, напряженную драматургию и свежий колорит спектакля и полюбил его вопреки "ученой полемике".

Портрет режиссера Кирилла Стрежнева будет не полным, если не сказать о том, что он человек, деятель, неравнодушный к процессам, происходящим в театральном деле в масштабах страны. Он является председателем творческой комиссии СТД РФ по оперетте и мюзиклу; в 1989 году под его руководством была организована Лаборатория молодых композиторов и драматургов при СТД России; уже 4 года К.Стрежнев руководит Лабораторией режиссеров музыкального театра при СТД; совсем недавно при его участии возникла идея создания Ассоциации музыкальных театров России - учреждение этой новой творческой организации, призванной защищать интересы музыкальных театров, состоялось весной 2004 года.

Впереди у К.Стрежнева много творческих планов. Например, на осень 2004 года намечены две екатеринбургские премьеры. Во-первых, это постановка оперы Дж.Верди "Фальстаф" на сцене Екатеринбургского академического театра оперы и балета (кстати, это уже не первый опыт работы режиссера в оперном жанре). Во-вторых, в родной музкомедии готовится премьера мюзикла по повести "Рождественская песнь в прозе" Ч. Диккенса - наконец-то, после долгого исторического перерыва, театр и режиссер вновь вернулись к работе с современными авторами, пишущими специально по заказу музыкального театра!

А далее - один лишь Бог знает, какие ещё идеи придут в голову Кириллу Стрежневу, с тем, чтобы потом стать достоянием музыкального театра и тех, кто его любит! 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!