ПРЕССА

Актриса с особой тайной

13 февраля 2003, Инна Нагарева, "Капитал"

Если после дебюта в народном театре актрису приглашают на профессиональную сцену в основной сценический состав, значит это судьба. Если она за всю свою дальнейшую карьеру не играла главных ролей, а круг почитателей ее таланта до сих пор растет, значит ей известен особый секрет.

О тайнах сценического успеха и удивительных поворотах актерской судьбы любезно согласилась рассказать заслуженная артистка России Римма Антонова. Она встретила меня в своей уютной гримерке в Театре музыкальной комедии за несколько часов до начала самого грандиозного спектакля нынешнего сезона - "Бабий бунт". Кстати, в этом спектакле Римма Антонова сыграет роль доброй Семеновны.

Премьера "Бабьего бунта" состоялась совсем недавно, и я очень хорошо помню, как после спектакля зрители вспоминали и искренне смеялись над Семеновной - героиней Риммы Антоновой.

По сценарию Семеновна не является главной героиней в "Бабьем бунте", но актриса сделала свой персонаж настолько колоритным и живым, что Семеновна буквально стала "гвоздем программы". Каждое появление актрисы, а именно походка стала "фирменным" изобретением Риммы Антоновой, вызывало целый шквал аплодисментов. В этом и заключается особая тайна актрисы: в каждую роль она привносит нечто особенное, благодаря чему ее героини запоминаются навсегда.

 

- Римма Александровна, раскройте секрет популярности вашей героини.

- Это собирательная роль, многое из того, что происходит на сене, мне пришлось прожить самостоятельно. тем более очень приятно, что зритель почувствовал то тепло и те чувства, которые я старалась вложить в образ своей героини. А секретов тут, на самом деле, никаких нет. Мне просто очень нравится эта роль, и она мне по-настоящему близка: моя семья родом из яицких - уральских - казаков. Мои дед и бабушка были казаками, и я до сих пор помню этот жизненный колорит. Я даже помню, как моя бабушка по-особенному завязывала платочек, и моя Семеновна точно так же завязывает свою косынку. А вот походка появилась буквально перед премьерой. Я долго искала какую-то изюминку, которая должна привлекать всеобщее внимание, и вот она у меня появилась.

- Расскажите поподробнее про "Бабий бунт".

- Мне очень нравится этот спектакль, и я полюбила эту роль. В последнее время в нашем театре шел один классический репертуар, поэтому появление спектакля из другого репертуара стало хорошим сюрпризом для зрителя. Тем более "Бабий бунт" несет в себе такой колоссальный заряд эмоций. Считается, что этим спектаклем мы отдаем дань советской оперетте. Знаете, раньше наш театр назывался лабораторией советской оперетты. Было время, когда в Свердловском театре музыкальной комедии абсолютно ничего не шло из классического репертуара и каждый спектакль собирал полные залы.

- В чем же особенность этого жанра?

- Во-первых, в советском репертуаре очень красочно прописан ролевой материал - отсюда такое количество ярких персонажей. И артистам было очень интересно играть такие роли, потому что сама жизнь помогала играть. Сюжет состоял из очень знакомых жизненных ситуаций. Добавьте сюда динамичное развитие действие, великолепную музыку, и вы поймете, почему советская оперетта пользовалась таким успехом.

- Значит, советская оперетта стала вашей основной театральной школой?

- И да, и нет. Спектакли этого жанра научили меня тонко чувствовать роль, но театральная жизнь началась гораздо раньше. Начнем с того, что я выступала в народном театре года Орска. Мы поставили этом театре "Белую акацию", а на премьеру приехал режиссер из Оренбургского театра оперетты. Именно он и пригласил меня на профессиональную сцену. О таком я даже не мечтала, потому что у меня не было театрального образования и в семье не было артистов.

- Значит, Оренбург занимает очень важное место в вашей сценической карьере?

- Конечно, потому что это была моя первая профессиональная сцена. К тому же там меня сразу взяли в актерский состав. В Оренбурге была очень сильная труппа, состоящая из таких знаменитостей, как Малясова, Гурьянова, вот у них я и училась. Здесь же я встретила своего мужа - Эдуарда Жердера. С тех пор мы всегда играли в паре.

- Как вы оказались в Екатеринбурге?

- Перед тем, как приехать сюда, мы работали в Новоуральске, оттуда нас пригласили в Екатеринбург на просмотр. Между прочим, в молодости я знала, что существуют две твердыни - это Театр оперетты в Москве и в Свердловске. Нашим боевым крещением стал спектакль "Лисистрата", мы играли Лампито и Троксеона. Сложность была в том, что этот спектакль мы видели впервые, и пришлось буквально окунуться в незнакомую атмосферу.

- Слава Свердловского театра гремела повсюду, как вас приняли местные актеры?

- Замечательно, нам даже казалось, будто мы всегда здесь работали. Между прочим, добиться признания было не так просто, потому что здесь был очень сильный актерский состав - настоящие звезды. Их имена до сих пор на слуху: Анатолий Маренич, Полина Емельянова, Нина Энгель-Утина, Семен Духовный, Виктор Сытник и Алиса Виноградова. Постепенно нас ввели в их роли вторым составом. Это было настоящим достижением и огромной ответственностью. Плюс ко всему этот театр славился обилием концертов, и мы с Жердером старались подбирать редкие номера ля своей программы. Работы было много, и нам это нравилось. В то время было много гастролей, в Москве наши постановки были популярны.

- Сегодня вы играете практически во всех постановках?

- Вы же знаете, что артисту очень важно постоянно быть занятым.Я очень люблю свою работу и каждый раз выхожу на сцену с особенным чувством. Будь то "Оливер!", "Черт и девственница", "Принцесса цирка", "Княгиня чардаша", "Девичий переполох", "Женщина в подарок", "Крошка" или "Приключения Буратино", я всегда стараюсь донести до зрителя свое настроение. Скоро появятся еще два новых спектакля, а, значит, для всех приготовлены новые сюрпризы.

 

Римму Антонову можно слушать бесконечно, у нее всегда есть интересная история по любимый театр. Это ее страсть, и она щедро делится своей энергией со зрителем. Сегодня она достигла той славы, о которой даже не мечтала в молодости, и останавливаться на достигнутом не собирается. Римма Антонова не признается в том, что за ее игрой наблюдают молодые актеры, а ее талант для некоторых до сих пор остается загадкой. Она сама придумывает и шьет вои сценические наряды, поэтому всегда выглядит роскошно. Римма Антонова ?любимица публики, это аксиома, не требующая доказательств.

 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!